+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Пресекательный трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки

Содержание

Камеральная налоговая проверка, Комментарий, разъяснение, статья от 01 марта 2016 года

Пресекательный трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки

Российский бухгалтер,N 3, 2016 годРубрика: Особая темаОльга Семенова,эксперт журнала

Статьей88 Налогового кодекса РФ установлен порядок проведениякамеральной налоговой проверки. Рассмотрим все этапы и сроки еепроведения.

Основание и сроки проведения камеральной проверки

Основанием для началакамеральной проверки является сдача декларации.

Всоответствии с п.1ст.88 Налогового кодекса РФ камеральная проверка проводится поместу нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций(расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а такжедругих документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся уналогового органа.

Иными словами,камеральную налоговую проверку проводит та налоговая инспекция, вкоторую была предоставлена декларация (расчет). В соответствии сп.3ст.

80 Налогового кодекса, налоговая декларация (расчет)представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика(плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме набумажном носителе или по установленным форматам в электронной формевместе с документами, которые должны прилагаться к налоговойдекларации (расчету).

При этом, налогоплательщики вправепредставить документы, которые должны прилагаться к налоговойдекларации (расчету), в электронной форме. В соответствии сост.

83Налогового кодекса РФ, организации, в состав которых входятобособленные подразделения, расположенные на территории РоссийскойФедерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по местунахождения каждого своего обособленного подразделения. Кроме того,если в состав организации входит недвижимое имущество итранспортные средства, подлежащие налогообложению, налоговыедекларации (расчеты) должны сдаваться по их месту учета. Такимобразом, камеральная проверка может проводиться одновременнонесколькими налоговыми инспекциями.

Камеральная налоговаяпроверка проводится в течение трех месяцев со дня представленияналогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2ст.88 Налогового кодекса РФ).

При этом, для проведениякамеральной проверки не требуется специального решения налоговогооргана. Проводит ее уполномоченное должностное лицо в соответствиисо служебными обязанностями.

Соответственно, налоговые органы необязаны уведомлять налогоплательщика о начале камеральнойпроверки.

Втом случае, если налоговая декларация (расчет) не представленаналогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок,камеральную налоговую проверку налоговые органы вправе провести наоснове имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике,а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течениетрех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговойдекларации (расчета), установленного законодательством о налогах исборах. Но если налогоплательщик предоставил документы до окончаниикамеральной проверки, проверка прекращается и начинается новая наосновании новых представленных документов.При этом документы(информация), полученные налоговым органом в рамках прекращеннойкамеральной налоговой проверки, могут быть использованы припроведении мероприятий налогового контроля в отношенииналогоплательщика.

Не может являтьсяоснованием для проведения камеральной налоговой проверкипредставленная в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N140-ФЗ “О добровольном декларировании физическими лицами активов исчетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации” специальнаядекларация и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, атакже сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и(или) документах (п.1ст.88 Налогового кодекса РФ).

Итак, камеральнаяналоговая проверка может осуществляться в отношении деклараций ирасчетов по следующим налогам:

-налог на прибыль;

-НДС;

-налог на имущество;

-УСН;

-ЕНВД;

-транспортный налог и прочие.

Итак, камеральнойналоговой проверке подвергаются декларации (расчеты),предоставленные налогоплательщиком. Соответственно, камеральнаяпроверка проводится только в отношении того налога, по которомупредоставлен отчет. Проверяемый период также ограничивается темпериодом, за который был предоставлена декларация (расчет).

Так,если организация сдала в налоговую инспекцию декларацию по налогуна имущество за I квартал 2016 года, то проверяться должны толькоэтот налог, и этот период.

Таким образом, доначислить налог врезультате камеральной проверки можно только на основаниипроверяемой отчетности, в нашем случае – по налогу на имущество заI квартал 2016 года.

Кроме того, камеральнойналоговой проверке подвергаются предоставленные уточненныеналоговые декларации (расчеты). При этом, если в отношениипервичных деклараций (расчетов) камеральная налоговая проверка ещене прекращена, она завершается, и начинается новая, покорректировочным данным.

Положения Налогового кодекса РФ могутпредусматривать уплаты не налога, а сбора. Согласно ст.

80Налогового кодекса РФ, расчет сбора представляет собойписьменное заявление или заявление плательщика сбора, составленноев электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналамсвязи с применением усиленной квалифицированной электронной подписиили через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения,облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и(или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплатысбора. Таким образом, проведения проведение камеральной проверки,предусмотренные ст.88Налогового кодекса РФ, распространяются также на плательщиковсборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложенаобязанность по представлению налоговой декларации(расчета).

Налогоплательщики, какизвестно, могут выступать налоговыми агентами. В связи с этимвозникает вопрос, подвергаются ли налоговые агенты камеральнойпроверки. Речь в частности идет о НДФЛ, который организацияисчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет за физическое лицо.Согласно ст.

80Налогового кодекса РФ, расчет сумм налога на доходы физическихлиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собойдокумент, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию вцелом по всем физическим лицам, получившим доходы от налоговогоагента (обособленного подразделения налогового агента), о суммахначисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговыхвычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также другихданных, служащих основанием для исчисления налога. Таким образом,камеральная налоговая проверка деклараций (расчетов),представленных налоговыми агентами, проводится в общемпорядке.

Кроме НДФЛ, организацияможет выступать налоговыми агентами по НДС и налогу на прибыль,декларации по которым также подвергаются камеральнойпроверке.

Первичная камеральная проверка

Влюбом случае, камеральная проверка декларации (расчета) начинаетсяс проверки контрольных соотношений.

Представленные данныезагружаются в автоматизированную информационную систему, где ипроисходит первая их обработка. На этом этапе происходит сверка,например представленных данных с данными предыдущего периода.

Можетпроисходить сверка данных по одному налогу с представленнымиданными по другим декларациям (расчетам).

Камеральной налоговойпроверке подвергается также единая (упрощенная) декларация, котораяподается в случае отсутствия движения денежных средств, а такжеотсутствие объекта налогообложения.

Со стороны налоговыхорганов в первую очередь производится анализ, представлены лидекларации (расчеты) и сделано ли это в установленный срок.Напомним, что в соответствии с требованиями пп.1 п.3ст.

76 Налогового кодекса РФ, в случае, если налогоплательщик непредоставит декларацию (расчет) в течение 10 дней послеустановленного срока, налоговые органы вправе принять решение оприостановлении операций налогоплательщика-организации по егосчетам в банке и переводов его электронных денежныхсредств.

Во вторую очередьналоговыми органами осуществляется проверка соответствия всехпоказателей, выявление ошибок и противоречий. Именно на этом этапеопределяется, будет ли проводиться камеральная проверка болееуглубленно, или же она будет прекращена. Рассмотрим, какие действиядолжны произвести как налоговые органы, так и налогоплательщики порезультатам камеральной проверки.

Камеральная проверка не выявила оснований для дальнейшейуглубленной проверки

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420351141

Камеральная налоговая проверка: сроки проведения и выплаты налогового вычета, результаты

Пресекательный трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка — это контроль соблюдения законодательства, посредством изучения отчетности и иных документов, которые организации сдают в ИФНС.

Как проходит налоговая проверка

Процесс осуществления камеральной налоговой проверки описан в статье 88 НК РФ. Проверяется отчетность любых налогоплательщиков (юридические, физические лица и ИП).

Налоговикам не требуется уведомлять компанию о начале процесса, он следует сразу после подачи сведений. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции в отделе камеральных проверок.

Изучается информация только за отчетный год.

Специалисты обращают внимание на следующие моменты:

  • Правильность расчета налоговой базы;
  • Точность подсчета показателей;
  • Правильность применения вычетов;
  • Соответствие применяемых ставок и льгот законодательству.

Запрос дополнительной информации

Одно из различий между выездной налоговой проверкой и камеральной состоит в том, что государственный орган не может по своему усмотрению запрашивать дополнительные документы. Однако если в результате проверки декларации обнаружатся искажения сведений, юридическому лицу будет направлено требование о даче пояснений или корректировки показателей (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Ситуации, при которых запрашивается уточняющая информация:

  1. Выявление ошибок. В этом случае налоговики просят подать уточненную декларацию.
  2. Корректировка суммы налога. Если предприятие подало уточненную декларацию, в которой была уменьшена сумма сбора или увеличен убыток, могут быть запрошены первичные документы, подтверждающие правомерность этих действий.
  3. Подтверждение льгот.
  4. Объяснение размера убытка.
  5. Возмещение НДС из бюджета.

Важно! При электронной сдаче отчетности по защищенным каналам связи пояснения должны предоставляются таким же образом. Бумажные пояснения приниматься не будут.

Организации обязаны дать ответ на требование в течение 5 дней, на подготовку документов дается 10 дней.

Справка! В ходе проверки инспектор может прибегнуть к дополнительным мерам для выявления нарушений. Например, допрос свидетелей, запрос документов контрагентов, проведение экспертизы и другие мероприятия (ст. 90, 93, 95 НК РФ).

Сколько длится камеральная налоговая проверка

Срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца после сдачи отчетности.

Важно! Для всех видов отчетности существуют крайние даты их сдачи. При нарушении сроков более чем на 10 дней, банковские счета налогоплательщика могут быть заблокированы налоговым органом (ст. 76 НК РФ).

Государственный орган может закончить проверку и до истечения установленного срока. Если отчетность вызывает сомнения и требуются дополнительные действия для сбора данных, камеральная налоговая проверка может быть продлена на месяц (п.6 ст. 101 НК РФ).

Оформление результата

Если никаких недостатков и неточностей в отчетности не выявлено, проверка прекращается. Уведомление о ее завершении налогоплательщику не отправляется (кроме возмещения НДС).

При наличии нарушений действует следующая процедура:

  1. Составление акта (ст. 100 НК РФ) — 10 рабочих дней.
  2. Передача акта предприятию (5 рабочих дней).
  3. Подача пояснений или корректировка отчетности – производится, если компания согласна с найденными нарушениями.
  4. Подача возражения на акт (если организация не согласна с нарушениями). Установленного образца возражения на акт нет, поэтому его можно составить в свободной форме.
  5. Рассмотрение возражений руководителем ИФНС (10 рабочих дней). Руководитель выносит решение о наличие нарушений и необходимости привлечения предприятия к ответственности. Также, если требуется сбор дополнительной информации, он может продлить период аудита.

Что такое камеральная налоговая проверка физического лица

Это изучение отчетности 3-НДФЛ. Она заполняется гражданами, имеющими право на налоговый вычет. Срок камеральной проверки налоговой декларации 3-НДФЛ стандартный — 3 месяца.

Как проверить камеральную проверку налоговой отчетности

Сведения о ходе камеральной проверки налоговой декларации отражаются в личном кабинете по ссылке nalog.ru. Там будет отображаться статус, находится ли декларация в процессе обработки. Там же, после завершения процедуры можно узнать ее результат и сумму к перечислению.

Срок возврата налогового вычета после проверки

Конечно же, всех налогоплательщиков волнует вопрос, когда перечисляют деньги после завершения камеральной налоговой проверки? Сроки выплаты налогового вычета после подачи документов зависят от длительности проведения камеральной проверки. Государственный орган может закончить ее до истечения установленного периода. Максимальный срок — 4 месяца. Первые три уходят на изучение документов. Еще 30 дней — срок на перечисление налогового вычета после камеральной проверки.

Как подготовиться к камеральной проверке налогов?

Спикер — Пиримова Евгения, генеральный директор ООО «ОЛИМП ГРУПП».

В первую очередь, нужно обратиться к налоговому кодексу, в котором прописаны нормы. В статьях 21 и 23 указаны права и обязанности налогоплательщика. В статьях 31 и 32 перечислены права и обязанности налоговых органов. Изучите эти нормы, знание своих прав и обязанностей придадут уверенности при прохождении камеральной проверки.

https://www.youtube.com/watch?v=pR_-qsvKibg

Затем следует провести полную инвентаризацию документов: учредительные документы, протоколы, решения, разрешительные документы, лицензии и др. Правоустанавливающих документы о назначении генерального директора, главного бухгалтера. Оригиналы документов должны быть в наличии. Важно также проверить наличие учетной политики, потому что если ее нет, вас могут оштрафовать.

Далее проверьте всю первичную документацию, начиная от договоров с контрагентами, заканчивая счетами, счет-фактурами, актами, ТОРГ-12. Все документы должны быть в оригиналах и они должны быть идентичны документам у контрагентов. Часто возникают ситуации, что у контрагента старая версия договора, что вызывает много вопросов.

Кроме того, все документы должны быть подписаны, составлены на бумаге, никаких факсимиле на них не должно быть. Если в оформленных документах есть значительные ошибки, то естественно контрагенту нужно направить просьбу исправить, и у себя это письмо тоже сохранить, подколоть к документу.

Расходные документы, которые отражаются в декларации налогов на прибыль, тоже должны быть в наличии. Это является подтверждением расходов.

Естественно, обязательно нужно проявлять и должную осмотрительность.

Желательно иметь на руках досье на контрагента, где тоже запрошены уставные документы, оценены риски, есть предыдущая отчетность, особенно отчетность важна в строительной сфере.

Потому что когда компания берет на себя подрядные работы, она должна подтвердить свою работоспособность. То есть ей необходимо показать, что в компании есть штат, а не один директор,техника необходимая для выполнения работ.

Можно воспользоваться сервисом по проверке контрагентов, например “Прозрачный бизнес”, либо в любом другом сервисе. Ряд сведений о контрагенте можно найти в открытом доступе в Интернете, на сайте налог.ру: проверить выписку, узнать есть ли арестованные счета у компании. Все это нужно для того, чтобы можно было проверить достоверность документов контрагента.

Важный пункт: наличие экономической обоснованности сделок. Это когда предоставляется комплект первичных документов по сделке налоговому органу. А вместе с ним и ряд других документов: деловая переписка, свидетельство о личной встрече.

Должны быть какие-то явки и пароли: телефоны офиса, сотрудников — все это тоже подтверждает обоснованность сделки. Если этого нет, то у налоговиков возникнут вопросы, что усложнить прохождение камеральной проверки и возможно затянет процесс.

Еще один момент, на который обращают внимание налоговики — это офис. Одного стола и стула недостаточно: нужно чтобы офис был рабочим. В зависимости от оборота компании налоговики могут придраться к этому моменту, и их претензии вряд ли будут в пользу налогоплательщика. Конечно, идеальный вариант — проходить все процедуры у налоговика, но ситуации бывают разные.

Не мало важно провести инструктаж персонала. Во время проверки сотрудники многих фирм почему-то начинают пугаться, наводить порядок и суетиться. Ничего этого делать не нужно. Нужно спокойно сидеть на своем рабочем месте и выполнять свой функционал. Персоналу не следует вести какие-либо диалоги с налоговиками. Сотрудники не обязаны этого делать, если нет соответствующего постановления.

И конечно, все присутствующие в офисе должны быть штатными сотрудниками, по которым у компании есть документы.

Источник: https://promdevelop.ru/kameralnaya-nalogovaya-proverka-sroki-provedeniya-i-vyplaty-nalogovogo-vycheta-rezultaty/

Камеральная проверка: сроки проведения в 2019 году

Пресекательный трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки

После сдачи налоговой отчетности в ФНС стартует этап проверки, в течение которой инспекция определяет достоверность информации, правильность подсчетов. Этот процесс носит название – камеральная проверка. Сроки проведения 2019 года отличаются от прошлогодних.

Что такое камеральная проверка

Процедура проводится непосредственно в налоговом органе.

Предметом проверки считаются декларации, и другие налоговые бумаги.

Субъектом, подающим декларацию возможны, как организация, так и физ. лицо.

Отчетный период – год, за который оформлена декларация.

Дата начала мероприятия – следующие рабочие сутки после сдачи пакета документов в ФНС.

Как проходит проверка

Требования к проведению камеральной проверки в налоговых организациях определяет ст. 88 НК РФ

И проходит она в несколько этапов:

  • налогоплательщик определяет пакет документов в налоговый орган;
  • инспектор заносит цифры из декларации в электронную базу ФНС;
  • программа обрабатывает данные, сверяет цифры, выверяет расчеты, подводит итоги;
  • если нет замечаний – то камеральная проверка считается успешно завершенной
  • если система выявила расхождения или недостаток информации, то инспекторы уполномочены запросить дополнительную информацию – уточненную налоговую декларацию. Если обновленные цифры неудовлетворительны, то налоговики инициируют углубленную камеральную проверку.

Изменения в законодательстве касаемо налогов

С 2019 года введены два главных новшества:

  • повышение НДС с 18 до 20%, льготные ставки по налогу остались неизменными;
  • сокращение срока камеральной проверки документов в налоговых органах.

Время сверки по законодательству

На основании поправок в Налоговом кодексе от 03.08.2018 № 302-ФЗ, срок проведения камеральной проверки в 2019 году снижен теперь с трех, до двух месяцев.

Начало срока мероприятия начинает отсчет с завтрашнего дня, после регистрации документов в ФНС (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Декларацию в налоговый орган возможно выслать через почту РФ. Срок проверки в этом случае исчисляется с завтрашнего дня, после прибытия декларации в инспекцию.

Если срок истекает в выходной/праздничный день, то по факту сверка заканчивается в первый будний день после (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

(Например, декларация подана.1.03, два месяца проверки истекают 1.05, но это праздничный день, значит, о результате будет обвялено не позднее 2 или 3.05. В зависимости от количества выходных дней, установленных Правительством на майские праздники соответствующего года).

Когда же срок оканчивается в день месяца, которого нет в календаре то решение по результатам выносится в последний день текущего месяца.

(например, декларация подана 31.03, то окончание проверки состоится не позднее 30.06.).

 Если обнаружены ошибки или расхождения в цифрах, то процедура может быть продлена до 3-х месяцев, без уведомления налогоплательщика.

При необходимости подачи уточненной декларации, срок проверки предыдущей обнуляется, проверка запускается снова. (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Как обстоят дела с проверкой на самом деле

Сколько длится камеральная налоговая проверка в 2019 году на практике?

По возможности продления срока или преждевременного окончания в законе оговорок не предусмотрено.

Но в судебном порядке задержки сроков выше установленного не определены, как нарушения.

Результаты могут быть озвучены и раньше срока. На продолжительность косвенно влияют:

  • объемы проверки, например, когда проверяются декларации сразу за три года;
  • отсутствие ошибок в заполнении;
  • а также программа лояльности к добросовестным налогоплательщикам.

Как отследить процесс камеральной проверки

В настоящее время объем проверяемой документации вырос, в частности от физ. лиц, которым положено возмещение подоходного налога, в рамках предусмотренных законодательством.

Для облегчения получения информации о ходе проверки, разработана электронная система ФНС. Любой желающий теперь имеет возможность зарегистрироваться в электронной базе налоговиков.

При обращении в налоговую, на основании паспорта и ИНН инспектор зарегистрирует в системе и выдаст временный пароль к личному кабинету налогоплательщика, который в дальнейшем, самостоятельно необходимо поменять на постоянный.

Чтобы проверить статус декларации, нужно в личном кабинете открыть вкладку «Статус проверки 3НДФЛ» там можно найти данные о номере декларации, дате ее подачи и ходе проверки. По окончании будет соответствующая запись.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/kakoj_maximalnij_srok_provedenija_kameralnoj_nalogovoj_proverki/14-1-0-289

«Дедлайн для инспекции» спасёт бизнес?

Пресекательный трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки

10 января 2019 года налоговая выпустила письмо «О соблюдении процессуальных сроков, предусмотренных налоговым Кодексом». В нём она напоминала инспекциям, что сроки надо соблюдать.

Тонкость в исчислении сроков, которую надо понимать

В указанном письме налоговая пишет, что сформировалась судебная практика, согласно которой затягивание сроков мероприятий налогового контроля соразмерно уменьшает срок для принудительного взыскания задолженности. Поясним на примере дела, которое «Налоговые адвокаты» выиграло благодаря тому, что инспекция сорвала сроки.

В той истории налоги доначислялись предпринимателю. Он подал налоговую декларацию за 2015 год 25 февраля 2016 года. Таким образом, налоговая должна была уложиться с мероприятиями налогового контроля в следующие сроки:

25 февраля 2016 — представление налоговой декларации

25 мая 2016 — окончание срока на проведение камеральной налоговой проверки / 3 мес.

08 июня 2016 — окончание срока на составление акта камеральной налоговой проверки / 10 дн.

15 июня 2016 — окончание срока на вручение акта камеральной налоговой проверки / 5 дн.

18 июля 2016 — окончание срока на представление возражений по акту камеральной налоговой проверки / 1 мес.

01 августа 2016 — окончание общего срока на принятие решения по материалам камеральной налоговой проверки / 10 дн.

08 августа 2016 — окончание срока на вручение решения по материалам камеральной налоговой проверки / 5 дн.

09 сентября 2016 — окончание срока на подачу апелляционной жалобы на решение по материалам камеральной налоговой проверки / 1 мес.

06 сентября 2016 — окончание срока на направление требования об уплате налога на основании решения по материалам камеральной налоговой проверки / 20 дн.

16 сентября 2016 — окончание срока на добровольное исполнение требования об уплате налога на основании решения по материалам камеральной налоговой проверки / 8 дн.

21 ноября 2016 — окончание срока на принятие решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах / 2 мес.

В этом примере 21 ноября 2016 года — пресекательный срок. После этой даты инспекция уже не может принять решение о взыскании налога за счёт денежных средств налогоплательщика.

Однако обратиться в арбитражный суд за взысканием инспекция может ещё в течение 6-ти месяцев после окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налога.

В этой истории шестимесячный срок для обращения в суд истёк 20 марта 2017 года. Инспекция пропустила и его и лишилась возможности взыскать с предпринимателя 8 млн руб.

Суд ходатайство о восстановлении сроков инспекции не удовлетворил.

Очень важно понимать, что затягивание промежуточных сроков не приведет к отмене решения инспекции по взысканию. Например, если инспекция затянет срок проведения камеральной проверки на месяц, то все последующие сроки просто «сожмуться» в сумме на этот месяц. И только завершающий пресекательный срок останется тем же, каким и был. И вот уже его пропуск будет критическим для инспекции.

Подобная практика сформировалась и по взысканию денежных средств в делах о банкротстве.

Может ли налоговая продлить сроки?

Да, сроки проведения камеральной и выездной проверок продляться могут, но речь сейчас не о них.

Чтобы защищать свои права, налогоплательщик должен ознакомиться с материалами проверки, которую провела инспекция (в письме указано, что он имеет право знакомиться и с теми материалами, которые сам и представил). Для этого налогоплательщику нужно время. Изучив материалы, налогоплательщик может составить возражения на акт проверки. Далее инспекция в присутствии налогоплательщика рассматривает материалы и акт.

В письме от 19 января 2019 года инспекция указывает, что неоднократно переносить сроки рассмотрения материалов проверки можно только, чтобы обеспечить налогоплательщику возможность ознакомиться с этими материалами.

Если налогоплательщик надлежащим образом извещён, но не явился на рассмотрение материалов проверки, то решение может быть принято без налогоплательщика. При этом у инспекции должно быть подтверждение того, что налогоплательщик был извещён о рассмотрении материалов проверки.

На какую судебную практику можно ссылаться?

Описанная выше позиция подтверждается:

  • пунктом 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

Источник: https://nalog-advocat.ru/inspekciya-zatyagivaet-processual-nye-sroki-proverki/

Проверки: что надо знать про «камералку»

Пресекательный трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки

БУХУЧЕТТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯСТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫНДСНДФЛПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫПроверки: что надо знать про «камералку» 26 июня 2009 Алексей Крайнев Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям

С камеральной проверкой сталкивался каждый бухгалтер. Ведь она ожидает в налоговой инспекции каждую сданную декларацию. Поэтому знание правил, которым подчиняется камеральная проверка, пригодится любому учетному работнику.

Основным условием, без выполнения которого камеральная проверка просто не может начаться, является представление налогоплательщиком декларации или налогового расчета (п. 1 ст. 88 НК РФ). При этом не важно, за какой период подана декларация (налоговый или отчетный), а также какой статус у этой декларации (первичная или уточненная).

Отметим, что какого-либо специального решения о проведении проверки не издается — «камералка» осуществляется налоговыми инспекторами в рамках своих обычных должностных обязанностей (п. 2 ст. 88 НК РФ). Отсюда следует первое правило: камеральная проверка возможна только на основании декларации.

Если налогоплательщик не представил декларацию в установленный срок, то проводить камеральную проверку на основании других документов инспекция не вправе.

Точно так же налоговики не вправе проводить камеральную проверку иных документов, которые налогоплательщик представляет в налоговые органы, но которые не являются декларацией или налоговым расчетом (например, формы 2-НДФЛ).

Что же конкретно проверят инспекторы? Исходя из норм Налогового кодекса, «камералка» заключается в простой арифметической проверке представленных данных, сличении их с предыдущей отчетностью и иной информацией, уже имеющейся у налоговой инспекции. Это означает, что требовать какие-либо дополнительные документы налоговики могут в строго ограниченных случаях.

К ним относятся декларации по НДС, в которых заявлен налог к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ), а также декларации с заявленными льготами (п. 6 ст. 88 НК РФ). Кроме этого, дополнительные документы инспекция может затребовать при камеральной проверке деклараций по налогам, связанным с природными ресурсами (например, по налогу на добычу полезных ископаемых или акцизам на нефть, газ и т.п). В остальных случаях требовать от налогоплательщика дополнительные документы запрещено (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, выводим второе правило: в большинстве случаев камеральная проверка — это проверка правильности определения налоговой базы и подлежащей уплате суммы налога на основании данных, указанных самим налогоплательщиком в этой же декларации.

Сроки проверки

Итак, декларация сдана, и инспекция приступила к ее камеральной проверке. Сколько может длиться проверка? Срок «камералки» четко зафиксирован в Налоговом кодексе — три месяца с момента сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Обратите внимание, что срок отсчитывается именно от даты представления декларации, а не от крайнего срока, установленного в Налоговом кодексе для ее подачи.

Кроме того, надо учитывать, что речь в данном случае идет не о календарных месяцах, а об отрезке времени (ст. 6.1 НК РФ). То есть по декларации, сданной, к примеру, 19 июня, срок камеральной проверки начнет исчисляться с 20 июня (согласно статье 6.

1 НК РФ, сроки начинают течь со следующего дня). Истечет срок проверки 21 сентября. Ведь 20 сентября в этом году приходится на воскресенье, а в таких случаях (согласно уже упоминавшейся ст. 6.1 НК РФ) окончание срока переносится на ближайший рабочий день.

Важный момент: продлить «камералку» нельзя. Прав на продление нет ни у налоговой, ни у Минфина, ни у суда. Соответственно, акт, составленный за пределами трехмесячного срока, можно считать доказательством, добытым с нарушением Налогового кодекса, а значит, недействительным (п.4 ст. 101 НК РФ).

Какие периоды могут проверить

Еще один важный момент, традиционно волнующий налогоплательщиков при проверках — «глубина» ревизии. То есть период, который вправе проверить налоговики. В случае с камеральной проверкой ответ на этот вопрос очень прост. Проверяется всегда только тот период, за который подана декларация.

При этом инспекция в рамках камеральной проверки не имеет права «трогать» ни предшествующие периоды, ни последующие. Более того, если налогоплательщик вдруг решит подать уточненную декларацию за период, превышающий три года, то инспекция обязана будет провести камеральную проверку и этой декларации (п. 1 ст.

88 НК РФ). А значит, в отношении камеральной проверки не действует запрет на изучение периодов, отстоящих от текущей даты более чем на три года. (Правда, подача налоговой декларации за периоды, отстоящие более чем на три года от текущей даты, не имеет смысла, т.к.

вернуть или зачесть налог за данные периоды не получится (ст.78 НК РФ)).

Не действует в случае с «камералкой» и запрет на повторную проверку одного и того же периода. Ведь как мы уже упоминали, налоговая инспекция обязана провести такую проверку по любой поданной налогоплательщиком декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Так что если налогоплательщик представит уточненную декларацию за уже проверенный период, инспекция должна будет провести по ней «камералку» (п. 1 ст. 88 НК РФ). Другими словами, количество камеральных проверок, к примеру, по налогу на прибыль за первое полугодие 2009 года зависит от самой организации.

Сколько деклараций именно за этот период представит бухгалтер, столько камеральных проверок и состоится.

Обнаружены ошибки

Обо всех ошибках, неточностях, противоречиях и т.п., обнаруженных при камеральной проверке, инспекция обязана сообщить налогоплательщику (п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом инспекция должна потребовать от бухгалтера представить пояснения или внести изменения в декларацию.

Налоговый кодекс не уточняет, в какой именно форме инспекция должна передать налогоплательщику данное требование. Сами налоговики считают, что оно направляется налогоплательщику в том же порядке, что и другие документы — в письменной форме.

Вручается требование лично, а если это невозможно, то доставляется по почте (письмо ФНС России от 01.08.08 № ШТ-8-2/320@). Однако на практике такая информация часто сообщается устно.

Надо заметить, что устный способ информирования лишает инспекцию возможности оштрафовать налогоплательщика за невыполнение требования о пояснениях либо внесении изменений. (Соответствующий штраф в размере 50 рублей предусмотрен пунктом 1 статьи 126 НК РФ).

В то же время мы бы не советовали оставлять устное требование инспекции без ответа. Даже если бухгалтер уверен в своей правоте, этот механизм дает возможность донести до инспекции свою точку зрения и обосновать ее. А это может погасить спор на ранней стадии, еще до вынесения решения по проверке.

Одновременно с пояснениями бухгалтер может представить в инспекцию и дополнительные обосновывающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ). Здесь надо помнить, что предоставление дополнительных документов — право, а не обязанность налогоплательщика. Как мы уже писали выше, инспекция не имеет права требовать предоставления таких документов.

Оформление результатов

Оформление результатов «камералки» зависит от того, выявлены ли нарушения. Если проверка прошла успешно для организации, то никакого документа по ее результатам не составляется.

Если же проверка выявила нарушения, то в течение 10 рабочих дней после окончания проверки составляется акт (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Этот акт в течение пяти рабочих дней вручается налогоплательщику, который может представить свои возражения.

Дальнейшая процедура рассмотрения акта ничем не отличается от выездной проверки, о которой мы подробно поговорим в одной из ближайших статей. Вкратце же процедура такова. Налоговый орган назначает дату рассмотрения акта, о которой обязательно сообщает налогоплательщику.

Соответственно, налогоплательщик вправе присутствовать при рассмотрении акта проверки. По результатам этого рассмотрения выносится решение о привлечении к ответственности, либо об отказе в таковом. При этом и в том, и в другом случае налогоплательщику могут предложить доплатить налог и пени.

Любое из этих решений налогоплательщик может обжаловать сначала в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Бесплатно проверить контрагента в «Контур.Фокусе» Обсудить на форуме (1) В закладкиРаспечатать 61 475Обсудить на форуме (1) В закладкиРаспечатать 61 475

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2009/6/1711

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.