+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Правовое регламентирование деятельности органов предварительного следствия в системе мвд россии

Содержание

Органы предварительного следствия

Правовое регламентирование деятельности органов предварительного следствия в системе мвд россии

Предварительное следствие в уголовном процессе РФ – это одна из форм предварительного расследования преступлений, которая подлежит осуществлению специализированными органами предварительного следствия – следователями Следственного комитета РФ, следователями ОВД, следователями органов федеральной службы безопасности.

Также, это деятельность, содержание  которой охватывает от начала и до конца стадию предварительного расследования.

Оно предназначено установить все обстоятельства по делу на досудебной стадии, которые подлежат доказыванию.

Именно предварительное следствие включило в себя максимум установленных законодательством гарантий, соблюдение комплекса прав и законных интересов личности на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Расследование преступлений признается основной функцией для органов предварительного следствия, содержание которой заключается в полном и быстром раскрытии преступлений, своевременном привлечении к ответственности всех лиц, которые виновны в их совершении, установлению предпосылок и условий, которые способствуют преступлениям, и принятию всех необходимых мер для их устранения.

Предварительное следствие может иметь место и по преступлениям, по которым в соответствие с действующим законодательством производство такового является необязательным. Следователь в этой ситуации имеет право преступить к уголовному судопроизводству, лишь в том случае, если это считают необходимым суд либо прокурор.  

Следственный комитет как главный орган предварительного следствия

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:

  • это федеральный государственный орган,  деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
  • он реализует  полномочия  в  области уголовного судопроизводства  согласно   российскому законодательству.  

ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.

В систему Следственного комитета входят:

  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

Основная задача  Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Основные функции Следственного комитета:

  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;

Иные следственные органы

В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.

Главному военному следственному управлению подчиняются военные следственные управления по военным флотам и округам,  а также ракетным войскам стратегического назначения. Нижестоящим звеном являются военные следственные отделы по военным соединениям и гарнизонам.

Также в России имеются специализированные следственные отделы:  природоохранные следственные отделы и отделы на особо режимных объектах, которые формируются на правах районных отделов и обладают должными полномочиями.

В системе МВД Российской Федерации следственные органы  представлены Следственным департаментом МВД России и подвластными ему структурами.

Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:

  • руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
  • осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
  • расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений 

Следователи органов ФСБ России ведут предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях против государственной безопасности, против общественной безопасности, о ряде преступлений в сфере экономической деятельности и др.

Основными задачами Следственного департамента ФСИН России являются:

  • контроль и обеспечение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России;
  • организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях по контролю за оборотом наркотических и др.

Должностные лица всех этих органов непосредственно производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным к их подследственности в соответствии с законом, а также выполняют иные полномочия.

Основными должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению предварительного следствия, являются следователь и руководитель следственного органа.

Руководитель следственного органа – это должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Следователь же является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по конкретному уголовному делу.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/organy-predvaritelnogo-sledstvija/

правовое регулирование деятельности органов предварительного следствия в системе мвд россии

Правовое регламентирование деятельности органов предварительного следствия в системе мвд россии

Приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам соблюдения органами предварительного следствия прав участников уголовного процесса. Приказ №189 от 07.11.2010 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»;

Организационно-правовые основы деятельности органов предварительного следствия межмуниципальных органов МВД России на районном уровне в свете продолжающейся реформы в системе МВД России Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Следует отметить, что структура и штатное расписание следственного управления (отдела) МО МВД России, в составе которого предусмотрено создание следственного отдела (отделения, группы) по расследованию преступлений, совершенных на территории, обслуживаемой отделом

Орган предварительного следствия

Данный перечень закреплен в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Таким образом, лишь представленные выше структуры могут осуществлять предварительное расследование криминальных правонарушений. Дабы разобраться, какими особенностями наделены данные органы, нужно рассмотреть суть каждого из них в отдельности.

Правовое регулирование деятельности предварительного следствия в свете современных изменений уголовного судопроизводства Рытьков Артур Александрович

1.

Метод уголовно-процессуального регулирования и вид уголовного процесса взаимосвязаны, а поэтому в зависимости от вида уголовного процесса выбирается метод регулирования, подходящий к этому виду. Регулирование деятельности органов предварительного следствия в условиях построения состязательного процесса в России должно осуществляться методом, включающим в себя состязательные начала.

Органы предварительного следствия рф: задачи и компетенция

– следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Кроме того, при начальнике Следственного комитета создан постоянно действующий орган – оперативное совещание, состав которого он утв Следственный комитет возглавляет начальник Следственного комитета при МВД России, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ.

Рекомендуем прочесть:  Как прописать ребенка по месту прописки бабушки

Правовое регулирование деятельности органов предварительного следствия в системе мвд россии

Начальники этих следственных подразделений (управлений, отделов, отделений, групп) назначаются на должность и освобождаются от должности начальником вышестоящего (т.е.

на уровне среднего звена) органа внутренних дел по представлению начальника главного следственного управления (управления, отдела) при этом органе внутренних дел. Они являются заместителями начальников органов внутренних дел нижнего (основного) звена системы МВД РФ, т.е.

начальников ГОВД, РОВД, ЛОВДТ, и одновременно подчиняются начальнику вышестоящего главного следственного управления (управления, отдела), по представлению которого они назначаются на должность.

Образование следственных органов в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации

В дополнение к Указу был издан «Наказ судебным следователям», регламентирующий их деятельность и устанавливающий порядок производства следствия.

Контроль за следователями осуществлялся исключительно судами, которые могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователям предписания, отменять их распоряжения.

Одновременно был введен в действие «Наказ полиции о производстве дознаний по преступления и проступкам».

Министерство внутренних дел российской федерации приказ от 24 июня 2005 г

1.

Центр по обеспечению деятельности органов предварительного следствия Министерства внутренних дел Российской Федерации (ЦОДОПС МВД России) является подразделением, непосредственно подчиненным Следственному комитету при Министерстве внутренних дел Российской Федерации , осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению деятельности Следственного комитета и органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации .

Тема 10

Следственный отдел возглавляет заместитель начальника отдела внутренних дел района – начальник следственного отдела при органе внутренних дел, который назначается на должность и освобождается от должности начальником вышестоящего органа внутренних дел по представлению начальника следственного управления ГУВД (УВД) субъекта РФ.

Положение об органах предварительного следствия в системе министерства внутренних дел российской федерации

13.

Следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, в закрытых административно-территориальных образованиях, при линейных органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте возглавляют заместители начальников этих органов — начальники следственных управлений (отделов, отделений, групп), которые назначаются на должность и освобождаются от должности начальником вышестоящего органа внутренних дел по представлению начальника главного следственного управления (управления, отдела).

Рекомендуем прочесть:  Вычет на 1 ребенка в 2020 году

Некоторые вопросы реформирования органов предварительного следствия в рф

В противовес выдвинутой идеи создания Единого Следственного комитета РФ выступает второй альтернативный путь развития – это многополярное следствие. Данная альтернатива представляет собой американскую модель уголовного судопроизводства и не может быть органично реализована в отрыве от других её составляющих.

Ключевым элементом американского судебного следствия является жюри присяжных, которому отводится решающая роль не только при рассмотрении дела по существу практически по всем категориям дел, но также и на стадии принятия решения о направлении уголовного дела в суд.

В связи с этим встаёт вопрос о профессиональной и психологической готовности нынешних прокуроров к работе в условиях подлинной состязательности.

Органы, осуществляющие предварительное следствие, их компетенция

  • оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной УПК РФ;
  • обеспечение законности при приеме, регистрации проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производство предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
  • осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
  • организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств и ряд других;
  • осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
  • разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  • определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Организация и правовые основы функционирования органов предварительного следствия

Именно такое значение и вкладывалось в понятие дознания до Революции 1917 года. В 44 губерниях были введены должности судебных следователей, числившихся по ведомству Министерства юстиции. Следствие же с 1860г. перешло в компетенцию Министерства юстиции. До Революции 1917г. институт приостановления производства по уголовным делам не изменялся.

О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе министерства внутренних дел российской федерации (с изменениями на 16 мая 2020 года)

3.

Деятельность органов предварительного следствия осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Источник: https://russianjurist.ru/alimenty/pravovoe-regulirovanie-deyatelnosti-organov-predvaritelnogo-sledstviya-v-sisteme-mvd-rossii

Правовое регламентирование деятельности органов предварительного следствия мвд рф

Правовое регламентирование деятельности органов предварительного следствия в системе мвд россии

Кроме приведенных выше, к числу основных источников нормативных правовых актов, применяемых органами предварительного следствия в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, представители юридической науки вполне обоснованно относят и такие, как:

Договоры нормативного содержания в виде юридических норм, регулирующих, например, оказание правовой помощи по уголовным делам и вопросы экстрадиции граждан России, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступления на территории Российской Федерации;

Общие принципы права, которые представляют собой отправные, исходные начала правовой системы. К ним юристы стран как континентального, так и общего права при отсутствии законодательной нормы, обязательного прецедента или обычая относят принципы справедливости, доброй воли, социальной направленности права.

Правовое регламентирование деятельности органов предварительного следствия в системе мвд россии

Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой указанные принципы и правовые нормы международного права определены в качестве составной части права, регулирующего российское уголовное судопроизводство. В систему документов, создавших международные стандарты уголовного правосудия, входят: [1]

Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.);

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1984 г.);

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята 4 ноября 1950 г.) и Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30 марта 1998 г.

И ч.1 ст.211 УПК РСФСР), поддерживает обвинение в суде (ст. 248 УПК РСФСР) и т.п. Но, тем не менее, нельзя не отметить, что прокурорский надзор за соблюдением законность -это не выражение недоверия, а инструмент помощи в выполнении сложных задач, защиты прав и свобод человека и гражданина

Правовое регулирование деятельности органов предварительного следствия по обеспечению прав и свобод личности в уголовном процессе

На сегодняшний день, после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, которая провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью общества и государства, перед лицами занимающимися правотворческой деятельностью появились серьезные задачи по приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации всех правовых актов во всех сферах жизнедеятельности человека.

Характерным отличием Уголовного кодекса Российской Федерации является то, что в нем, как отмечает Б.В. Волженкин, «впервые законодательно сформулированы принципы уголовного права как основополагающие положения, которые пронизывают все уголовное законодательство и в соответствии с которыми должна осуществляться практическая деятельность по применению этого законодательства».

В то же время, говоря о реализации органами предварительного следствия законодательных норм о защите прав и свобод человека и гражданина, следует отметить, что, несмотря на внесенные в Уголовный кодекс за 4 года его действия изменения и дополнения в 40 статей и принятие четырех статей вновь, сегодня отдельные его принципиальные положения как общей, так и особенной части нуждаются в существенной реконструкции.

Важно Правовые нормы, которыми руководствуется следователь в сфере уголовно-процессуальной деятельности, целесообразно разделить на две группы: 1) нормы, закрепленные в международных документах; 2) нормы, закрепленные в российских нормативно-правовых актах, регулирующих уголовно-процессуальную деятельность органов предварительного следствия. Разновидностью первой формы являются нормы, получившие признание и закрепление на международном уровне. Среди действующих международно-правовых актов о правах человека, имеющих непосредственное отношение к правоохранительной деятельности и к уголовному процессу, следует прежде всего назвать Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году на основе Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года. При производстве предварительного следствия следователь, как правило, испытывает дефицит времени и информации.

Это усложняет его задачу, требует четкой организации работы, использования всех средств, с помощью которых данная задача может быть решена в предельно короткий срок, полно, всесторонне и объективно.

По некоторым категориям дел следователь может получить излишек информации, что также не облегчает его труда, поскольку на переработку, проверку и правильную оценку большого информативного материала требуется много времени2.

Взаимодействие следователя и оперативных работников носит широкий характер и направлен на координацию и согласование в решении общих вопросов борьбы с преступностью.

По теме диссертации автором опубликовано шесть статей общим объемом 0,95 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

Основные понятия, определяющие уголовно-процессуальное регулирование деятельности органов предварительного следствия

В условиях проводимой в нашей стране судебно-правовой реформы и обновления законодательства особое значение приобретают исследования коренных проблем уголовного-судопроизводства, решение которых применительно к более конкретным вопросам имеет методологический, определяющий характер.

Данным вопросом, отдельными его элементами уже занимались некоторые ученые правоведы2. Так, например, И.А. Антонов выделяет «два типа нравственно-правовых критериев, применительно к уголовно-процессуальной деятельности в органах внутренних дел: 1.

нравственные нормы, базируясь на которые дается оценка уголовно-процессуальной деятельности; 2.

нравственные нормы, опираясь на которые дается оценка личности сотрудников, осуществляющих предварительное расследование» Опираясь на уже имеющийся материал, применяя его к теме настоящей работы, следует отметить, что критерии правового регулирования применительно к уголовно-процессуальной деятельности — это нормы, на основании которых дается оценка деятельности субъектов уголовного процесса с точки зрения ее справедливости, законности, обоснованности, достижения цели и выполнения задач уголовного судопроизводства.

В основные понятия, определяющие уголовно-процессуальное регулирование, входит предмет. Определение предмета уголовно-процессуального регулирования поможет определить ту область общественных отношений, которую регулирует уголовно-процессуальное право.

Метод уголовно-процессуального регулирования деятельности органов предварительного следствия

Уголовный процесс представляет собой протекающую в рамках уголовно-процессуальных отношений деятельность органов дознания, следствия, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел, а также деятельность иных субъектов, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства в целях защиты своих прав и законных интересов, и содействия достижению его задач.

Источник: https://juristmsk.com/pravovoe-reglamentirovanie-deyatelnosti-organov-predvaritelnogo-sledstviya-mvd-rf/

Правовое регламентирование деятельности органов предварительного следствия в системе мвд россии

Правовое регламентирование деятельности органов предварительного следствия в системе мвд россии

Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам; изучают правоприменительную практику следователей органов внутренних дел Российской Федерации и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации; обеспечивают эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства; организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам. 10. Органы предварительного следствия возглавляет Следственный комитет, положение о котором утверждается Министром внутренних дел Российской Федерации.

Уголовно-правовые нормы, в соответствии с которыми органами предварительного следствия квалифицируется совершенное лицом уголовно-наказуемое деяние, определяется конкретный состав преступления и его квалифицирующие признаки; Федеральные конституционные и федеральные законы Российской Федерации, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие вопросы борьбы с преступностью, осуществление правосудия по уголовным делам и другие аспекты правоприменительной деятельности, затрагивающие права и свободы человека и гражданина в уголовном судопроизводстве; Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, объявляющие амнистию. Постановление Государственной Думы от 18 декабря 2013 г.

Орган предварительного следствия. правоохранительные органы российской федерации

В юридической литературе представлено достаточно много исследований, посвященных использованию специальных знаний в досудебном производстве.

С принятием УПК РФ круг существующих проблем далеко не исчерпан, а отдельные вопросы продолжают носить дискуссионный характер, и нуждаются в дальнейшей разработке.

При этом важно отметить, что в российском законодательстве указанные понятия все еще не получили своего правового закрепления, и как следствие, нет единства в их толковании и критериях их дифференциации.


В целях создания целостной структуры понятийного аппарата уголовно-процессуального права необходима нормативная дефиниция термина «консультация специалиста», «ревизия», «документальная проверка», определение процессуального значения и возможности использования данных форм специальных знаний, исходя из положений ст. 86-88 УПК РФ.

4. органы предварительного следствия системы министерства внутренних дел рф

Однако, несмотря на это, на сегодняшний день следственный аппарат МВД России является крупнейшим в системе правоохранительных органов, им расследуется 70 процентов всех зарегистрированных преступлений.

23 ноября 1998 года Президент Российской Федерации подписал Указ №1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», которым утверждено «Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». Названный нормативный правовой акт позволил восполнить пробел в правовом регулировании деятельности следственного аппарата органов внутренних дел, укрепил федеральную вертикаль управления организацией предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел.

Следственные органы российской федерации. справка

Москве, следственный отдел Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур» возглавляют соответственно заместители начальников управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, заместитель начальника управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.