+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Пленум верховного суда украины по должностным преступлениям

Пленум верховного суда украины по должностным преступлениям

Пленум верховного суда украины по должностным преступлениям

Вместе с тем в работе судов имеются ошибки и недостатки, которые снижают эффективность борьбы со взяточничеством, являющимся одним из наиболее опасных преступлений.

Некоторые суды допускают послабления в наказании взяточников: Отдельные суды не предъявляют должной требовательности к качеству предварительного следствия, принимают к рассмотрению дела, по которым обстоятельства преступления исследованы поверхностно.

При этом иногда не выполняется одно из важнейших требований закона и указаний Пленума Верховного Суда СССР о необходимости установления всех лиц, виновных во взяточничестве. Нередко суды проходят мимо фактов необоснованного прекращения органами следствия уголовных дел в отношении взяткодателей.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Постановление пленума верховного суда украины
  • Судебная практика
  • Пленум верховного суда украины по должностным преступлениям

Постановление пленума верховного суда украины

Должностными называются преступления, которые совершаются должностными лицами с использованием предоставленных им законом прав и полномочий в ущерб интересам службы, неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей.

Главным в определении должностных преступлений есть признаки субъекта – должностного лица.

Определенное общественное опасное деяние может быть признано должностным преступлением только в том случае, если оно совершено лицом, то есть лицом, была наделена полномочиями представителя власти или исполнявшая обязанности, связанные с организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Если на определенное лицо в установленном порядке такие обязанности возложены не были, то это лицо не может быть ответственным за должностные преступления.

Пленум Верховного Суда Украины разъяснил, что к представителям власти относятся работники государственных органов и учреждений, которые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами независимо от их ведомственной принадлежности или подчиненности.

Организационно-распорядительные обязанности – это функции по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности.

Такие функции, в частности, выполняют руководители министерств, ведомств, государственных, коллективных или частных предприятий, государственных, коллективных или частных учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами, их заместители и т.

Административно-хозяйственные обязанности – это полномочия по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями и т.

Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, их заместителей, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов этих предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т..

Лицо является должностным не только тогда, когда она выполняет соответствующие функции или обязанности постоянно, но и тогда, когда она их выполняет временно или по специальному полномочию при условии, что эти обязанности или полномочия возложены на него в установленном законом порядке правомочным органом или должностным лицом п.

Должностными могут быть признаны только те лица, круг полномочий которых определен в примечаниях 1 и 2 ст. Не могут быть признаны должностными лица, которые выдавали себя за лиц, наделенных полными административно-собственными полномочиями, или самовольно присвоили себе определенные звания или полномочия.

Действия таких лиц, выдававших себя за должностных, в случае причинения преступного вреда гражданам или государству, квалифицируются как мошенничество по ст.

Для признания лица должностным не имеет значения, постоянно или временно она занимала определенную должность, была назначена на эту должность или выбрана, работала за плату или безвозмездно.

Должностными признаются также лица, выполняющие должностные обязанности на общественных началах.

Не признаются должностными лица, выполняющие в государственных или общественных организациях, учреждениях или на предприятиях не организационно-распорядительные или админист-ративно-хозяйственные функции, а функции производственно-профессиональные или только профессиональные врачи, учителя, адвокаты и т.

Врач, который получает от больного вознаграждение за выполнение своих профессиональных обязанностей, а не за выполнение функций должностного лица, не может быть признан субъектом должностного преступления.

Безосновательно, например, был осужден по ч. Судебная коллегия Верховного Суда Украины, рассмотрев дело, указала, что С.

На этом основании судебная коллегия Верховного Суда Украины указанное судебное решение о С.

Характерная особенность должностных преступлений в том, что они всегда проявляются как использование предоставленных лицу по должности полномочий для выполнения возложенных на нее обязанностей.

Должностное лицо может быть ответственным только в пределах предоставленных ему прав и возложенных на нее обязанностей. Любое другое общественно опасное деяние, не связанное с выполнением лицом своих должностных обязанностей или с использованием предоставленных ему полномочий, не может квалифи-коваться как должностное преступление.

Ответственность за должностные преступления наступает с шестнадцати лет. Получите консультацию юриста онлайн!

Судебная практика

Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению и искоренению коррупции, приняло ряд документов, к которым относятся конвенции Организации Объединенных Наций например, Конвенция против коррупции , Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Организации экономического сотрудничества и развития и др. В этих документах отмечается, что коррупция превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает все страны. Этим обусловлено исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней. В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря года N ФЗ “О противодействии коррупции”, Федеральный закон от 7 августа года N ФЗ “О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции. В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений.

О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге Обсудив практику рассмотрения судами уголовных дел о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что в этой деятельности не изжиты существенные недостатки. Не по всем делам обеспечивается высокое качество судебного разбирательства. Имеются случаи необоснованного осуждения.

Должностными называются преступления, которые совершаются должностными лицами с использованием предоставленных им законом прав и полномочий в ущерб интересам службы, неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей.

Главным в определении должностных преступлений есть признаки субъекта – должностного лица.

Определенное общественное опасное деяние может быть признано должностным преступлением только в том случае, если оно совершено лицом, то есть лицом, была наделена полномочиями представителя власти или исполнявшая обязанности, связанные с организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями. Если на определенное лицо в установленном порядке такие обязанности возложены не были, то это лицо не может быть ответственным за должностные преступления.

Занятия должности в органе государственной власти еще недостаточно для признания лица должностным. Статус должностного лица в законодательстве и теории уголовного права связывается с выполнением одной из трех функций: В связи с этим Суд напоминает, что в его компетенцию не входит рассмотрение ошибок относительно фактов, якобы допущенных судами первой или апелляционной инстанции.

В противном случае Суд возложил бы на себя не свойственные для него функции и превысил бы пределы своих полномочий.

В свете вышеизложенных соображений, по общему правилу, Суд не может подвергать сомнению установление фактов дела, но имеет полномочия подвергать сомнению правильность толкования и применения судом кассационной инстанции норм уголовного закона относительно подобных общественно опасных деяний, повлекшего принятие разных по содержанию судебных решений.

Суд повторяет, что должностное лицо как специальный субъект преступления, кроме общих признаков субъекта преступления, характеризуется специальными признаками, а именно: Следовательно, для признания лица должностным необходимо установить, что оно занимает определенную должность, пользуется правами и наделено обязанностями в связи с тем, что призвано действовать в интересах определенных социальных групп. В случаях, предусмотренных законодательством, решения Госкомзема Украины являются обязательными для исполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами.

Клименко В. Уголовная ответственность за должностные преступления. Должностные преступления, на наш взгляд, — это не просто группа однородных преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Украины.

По своей объективной способности причинить вред или создать угрозу его причинения общественным отношениям в сферах экономики и политики, собственности, защиты политических, трудовых, имущественных, иных прав и свобод граждан и правопорядку в целом должностные преступления относятся к таким, которые представляют наибольшую общественную опасность.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной аттестационной комиссии.

.

.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Постановление Пленума Верховного суда о коммунальных платежах

.

.

Должностными называются преступления, которые совершаются Пленум Верховного Суда Украины разъяснил, что к представителям власти.

.

.

.

.

.

.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Что является предметом судебного контроля, осуществляемого по правилам ст. 125 УПК?

Источник: https://turkrad2018.com/tamozhennoe-pravo/plenum-verhovnogo-suda-ukraini-po-dolzhnostnim-prestupleniyam.php

О судебной практике по делам о взяточничестве

КВАЛИФИКАЦИЯ ГРУППОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 6. 1.6. КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРИ ОШИБКАХ ПРЕСТУПНИКА 7. 2.1. КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ 8. 3.1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ КВАЛИФИКАЦИИ ХИЩЕНИЙ 9.
3.2. КРАЖИ 10. 3.3. ГРАБЕЖ 11. 3.4. РАЗБОЙ 12. 3.5.

ПРИСВОЕНИЯ, РАСТРАТЫ И ХИЩЕНИЯ ПУТЕМ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ 13. 3.6. МОШЕННИЧЕСТВО 14. 3.7. ВИМАГАТЕЛЬСТВО ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА ИЛИ ДЕНЕГ 15.
4.1. ПРИЧИНЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО УЩЕРБА 16. 4.2. ПРИСВОЕНИЕ НАЙДЕННОГО ИЛИ ТАКОГО.

ЧТО СЛУЧАЙНО ОКАЗАЛОСЬ У ВИНОВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОГО ИМУЩЕСТВА 17.
4.3.

УНИЧТОЖЕНИЕ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА 18. 4.4. НЕБРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОГО ИМУЩЕСТВА 19.

5.1.

Важно

ВЫПУСК НА ТОВАРНЫЙ РЫНОК ИЛИ ДРУГАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯМ НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ 20. 5.2. ЗАНЯТИЕ ЗАПРЕЩЕННЫМИ ВИДАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДІЯЛЬНОСТІl 21.

5.3. УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ 22.

6.1. общие основы квалификации должностных преступлений

На практике встречаются случаи завуалированного взяточничества (проигрыш в карты; дача денег якобы в долг должностному лицу или по его «просьбе» кому-либо из его близких; незаконное совместительство, организованное взяткодателем как для должностного лица, так и для его близких, когда «совместитель» получает заработную плату, не выполняя никакой работы).

В этой связи следует отметить, что в упомянутом постановлении Пленума Верховного Суда отмечалось: «Судам следует иметь в виду, что дача и получение взятки могут осуществляться и в завуалированной форме под видом заключения законной сделки, безосновательного начисления и выплаты заработной платы или премий, неэквивалентной оплаты услуг различного характера (консультаций, экспертизы и т.

п.).

4. получение взятки (ст. 168 ук украины)

Должностными признаются также лица, выполняющие должностные обязанности на общественных началах.

Не признаются должностными лица, выполняющие в государственных или общественных организациях, учреждениях или на предприятиях не организационно-распорядительные или админист-ративно-хозяйственные функции, а функции производственно-профессиональные или только профессиональные (врачи, учителя, адвокаты и т.п.).

Внимание

Врач, который получает от больного вознаграждение за выполнение своих профессиональных обязанностей, а не за выполнение функций должностного лица, не может быть признан субъектом должностного преступления.

Безосновательно, например, был осужден по ч. 2 ст. 368 УК С.

, который работал заведующим хирургическим отделением районной больницы и неоднократно получал от оперированных им больных вознаграждение за качественное проведение операций и за послеоперационный уход.

УК РФ), поскольку оно остается карой, направленной на умышленное причинение особых страданий, являющихся отплатой за совершенное преступление, но не должно причинять осужденному, согласно ч. 3 ст.

50 УК Украины, физических страданий или унижать его человеческое достоинство.

История человечества свидетельствует о широком разнообразии видов и форм наказаний, которые применялись к преступнику за совершенное преступление.

В частности, объектом наказания были: жизнь, свобода, тело человека, его имущество или достоинство. Цели наказания достигались смертью, причинением телесных повреждений, боли, физических страданий, лишением свободы, отобранием имущества, изгнанием.

С обострением социальных противоречий наказания ужесточались, например, в период феодализма, а целью наказания стала задача запугать преступника, широко стало применяться наказание в виде смертной казни.

УК) должностными признаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимают постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняют такие обязанности по специальным полномочиям. Такое определение понятия должностного лица не очень удачное[i].

Со временем применение такого наказания сократилось, поскольку стала очевидной бесперспективность борьбы с преступностью путем применения только жестоких наказаний, в частности, – в виде смертной казни. На смену этому пришло наказания в виде лишения свободы, которое в ХХ веке стало применяться особенно широко.

Например, в бывшем Советском Союзе наказание в виде лишения свободы в средине восьмидесятых годов прошлого столетия доходило до 70% от общего количества всех осужденных в стране. В тот период не меньше преступников осуждалось к такому наказанию и судами Украинской ССР.

Конечно, применялись и другие наказания, которые в основном носили имущественный характер, а именно штраф, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, конфискация имущества.

УК Украины) жестко предписывает, что получение взятки — это получение должностным лицом, в каком бы то ни было виде взятки. Из текста закона следует, что должностное лицо (взяткополучатель) должен лично и непосредственно получить материальные ценности или иные материальные блага.

А если он “отпишет” их третьим лицам, которым и поручит вручить их взяткодателю, выполнив при этом или не выполнив в интересах последнего какие-либо действия? Формально, исходя из буквы закона, состава получения взятки при этом не будет, однако подобные случаи не только возможны, но и встречаются на практике. При атом общественная опасность содеянного ничуть не ниже, нежели при принятии взятки непосредственно должностным лицом для себя. Исходя из изложенного, ч. 1 ст.

УК);2) лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса, которое применяется судом к осужденным за тяжкие и особо тяжкие преступления только в качестве дополнительного наказания (ст. 54 УК);3) лишение права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью. Это наказание назначается на срок от 2 до 5 лет и может быть как основным, так и дополнительным (ст.

55 УК);4) общественные работы, новый вид наказания, суть которого состоит в выполнении осужденными в свободное от работы или учебы время неоплачиваемых общественно-полезных работ, вид которых определяют органы местного самоуправления; для взрослых эти работы установлены сроком от 60 до 240 часов, для несовершеннолетних – от 30 до 120 часов и отбываются не более 4-х (несовершеннолетними – 2-х) часов в день (ст. ст.Практика решения отдельных вопросов применения уголовного и уголовно-процессуального законов путем дачи соответствующих разъяснений в постановлениях Пленума, целью которых является внедрение элементов восстановительного правосудия в практическую деятельность судов у Верховного Суда Украины уже имеется. В частности, в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Украины № 5 от 16 апреля 2004 года «О практике применения судами Украины законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних» мы предложили судам активнее привлекать общественность к решению вопросов, связанных с преступностью несовершеннолетних, поддерживать деятельность общественных организаций, целью которых ставится примирение между несовершеннолетним преступником и потерпевшим, которое может повлечь прекращение дела или быть учтено при назначении наказания как смягчающее обстоятельство.

УК);9) ограничение свободы – также новый вид наказания. Сущность этого наказания состоит в содержании лица в уголовно-исправительных учреждениях открытого типа без изоляции от общества, но в условиях осуществления надзора и с обязательным привлечением к труду. Срок наказания может быть установлен судом от 1 до 5 лет. Это наказание не применяется к несовершеннолетним, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей возрастом до 14-ти лет, лицам, которые достигли пенсионного возраста, инвалидам 1 и 2 группы, военнослужащим срочной службы (ст. 61

УК);10) содержание в дисциплинарном батальоне военнослужащих. Это наказание применяется только к военнослужащим срочной службы на срок от 6 месяцев до 2 лет, в том числе и в случае замены лишения свободы (ст.

62 УК);11) лишение свободы на определенный срок. Это традиционное наказание в виде лишения свободы, срок которого установлен от 1 до 15 лет (ст.

Источник: https://vip-real-estate.ru/2018/05/04/plenum-verhovnogo-suda-ukrainy-po-dolzhnostnym-prestupleniyam/

Пленум верховного суда украины п о с т а н о в л е н и е

Особое внимание уделяется декриминализации отдельных составов преступлений, поиску и применению наказаний, альтернативных лишению свободы, поскольку в процессе применения кодекса обнаружился ряд недостатков, требующих разрешения на законодательном уровне, необходимости дальнейшего расширения сферы применения наказаний, альтернативных лишению свободы, как в целом, так и по конкретным составам преступлений. Заложены в Уголовном кодексе Украины 2001 года также возможности внедрения и осуществления восстановительного правосудия. В частности, в разделе IX (ст. ст. 44-48 УК) предусмотрены общие и специальные правовые основания, а также порядок освобождения от уголовной ответственности виновного лица в связи с деятельным раскаянием (ст.
45 УК), в связи с примирением виновного с потерпевшим (ст. 46 УК), с передачей лица на поруки (ст. 47 УК), в связи с изменением обстановки (ст. 48 УК).

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.