+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Основания для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного письменного производства

Содержание

Рассмотрение дела в порядке упрощенного производства

Основания для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного письменного производства

С целью снизить нагрузки на суды, были внесены изменения в процессуальный институт, согласно которым, дела можно рассматривать в порядке упрощенного производства. При рассмотрении дел, здесь не исключается наличие споров о праве, чего нет в приказном производстве.

Характерной особенностью упрощенного производства является рассмотрение дел в гражданском и арбитражном процессах, используя специальную процедуру. Законодательством предусмотрено, что рассмотрение производится в обычном порядке, но по сокращенной схеме.

Есть сходства данного процесса с приказным производством. К примеру, в обоих случаях отсутствуют свидетельские допросы и тщательные разбирательства. Но отличие будет состоять в том, что в приказном процессе отсутствуют какие-либо споры, чего не лишена упрощенная процедура.

Когда направляется в суд иска, он может быть рассмотрен по упрощенному порядку. Также законодательно регламентировано, что сокращенная процедура проходит и в отношении административных и публичных дел.

В таком порядке решать судебные споры, могут как мировые судьи, так и арбитражные суды или судьи общей юрисдикции.

Что подлежит рассмотрению

Все дела, которые могут быть рассмотрены в таком порядке, перечислены в 227 статье АПК РФ. Кроме того, и некоторые другие дела, при наличии согласия сторон, рассматриваются в сокращенном порядке.

Дела, подлежащие рассмотрению в упрощенном порядке:

  • По искам о взыскании финансовых средств, когда цена иска не более 250 тыс. руб. для ИП, и не более 500 тыс. руб. для юрлиц.
  • По рассмотрению административных дел, когда назначенный штраф не более 100 тыс. руб.
  • По делам о взыскании санкций, размер которых не более 200 тыс. руб.
  • По делам, оспаривающим ненормативные законодательные акты, когда сумма оспаривания не превышает 100 тыс. руб.

Такие дела в суде должны быть рассмотрены в промежуток времени, не превышающий один месяц с того момента, когда иск был направлен в суд. Сюда также включен период подготовки дела и время, требуемое на принятие решения.

Вне зависимости от цены иска, рассмотрению также подлежат:

  • Когда ответчик имеет признанные финансовые обязательства перед истцом, но их не выполняет. Исключения составляют те дела, которые рассматриваются в приказном порядке.
  • Дела по требованиям, которые основаны на нотариальном протесте векселя.
  • Дела, когда заявитель предоставляет требования, имеющие бесспорный характер.
  • Дела, если ответчик признает требования истца.

Все случаи, когда цена иска заявителем указана незначительная, также подлежат сокращенному рассмотрению.

Возбудить упрощенное производство можно по желанию истца, либо арбитражного суда. Но важно для этого, получить согласие обеих сторон, чтобы провести такое производство.

Что не подходит под упрощенное производство

В упрощенном порядке не могут быть рассмотрены те дела, которые касаются корпоративных споров, и защищающих интересы группы граждан.

В упрощенном порядке рассмотрены быть не могут:

  • дела, которые вытекают из административных правоотношений;
  • спорные ситуации, которые касаются прав детей;
  • любые дела, имеющие отношение к государственной тайне;
  • процессы, относящиеся к особому производству.

Как происходит рассмотрение

Когда принимается исковое заявление, судом решается вопрос, к какой категории дел его отнести. Если по всем признакам оно подходит к упрощенному варианту рассмотрения (опираясь на 227 статью АПК), то согласие сторон на рассмотрение дела именно таким образом, не потребуется.

Если в заявлении, направляемом в суд, указаны и третьи лица, то данный факт не является препятствием для сокращенного рассмотрения дела.

Когда заявление принято, судом выносится определение, устанавливающее сторонам сроки:

  • 15 и более суток – для стороны ответчика предоставить отзыв на имеющиеся доказательства;
  • 30 суток и более – на предоставление дополнительных справок, имеющих отношение к делу.

Когда отзыв был предоставлен в суд ответчиком позже установленного срока, то он отклоняется и к рассмотрению принят не будет. Исключением являются случаи доказанной невозможности предоставить его в срок.

Сразу же после разбирательств, суд принимает решение и подписывает соответствующую резолюцию.

В пятидневный срок после принятия, судом будет изготовлено решение в полном объеме. Если истец с ним не согласен, ему предоставляется 15 суток на его обжалование в арбитраже или кассации.

Важно понимать, что каждый случай является уникальным. И в каком порядке будет рассмотрено дело, решает непосредственно суд. Даже если оно не относится к категории упрощенного рассмотрения, по согласованию сторон, может быть рассмотрено именно таким образом.

Источник: https://jurysti.ru/rassmotrenie-dela-v-poryadke-uproshhennogo-proizvodstva/

Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства

Основания для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного письменного производства

Обращение в государственные суды является наиболее распространенным способом разрешения возникших споров между различными субъектами права. Количество возможных споров неограниченное множество.

Каждый день на территории Российской Федерации подаются тысячи исков, заявлений на рассмотрение суда с целью возбудить то или иное производство.

Процедура рассмотрения споров является сложным многоступенчатым механизмом, который может быть “растянут” на большой промежуток времени. Таким образом, нагрузка на суд постоянно растет. 

 Однако законодатель разработал механизм, который позволяет рассматривать дела в упрощенном порядке, т.е. избегая некоторыеобязательные элементы при рассмотрении споров в общем порядке. Таким образом достигается экономия времени, а эффективность рассмотрения споров страдает незначительно.

Так, глава 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусматривает возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

Случаи применения упрощенного производства

В статье 291 КАС РФ закреплено, что упрощенная процедура может быть применена в определенных случаях. Если проанализировать положения статьи 291 КАС РФ, то можно сказать, что использование данной процедуры зависит от усмотрения судьи.

Итак, согласно статье 291 КАС РФ купрощенной процедуре можно обращаться в следующих случаях:

  • когда все лица, участвующие в деле, заявят ходатайство о том, что они не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие, при этом, согласно КАС РФ, их присутствие не является обязательным;
  • когда административный истец заявит ходатайство (также можно сразу указать в административном исковом заявлении) о рассмотрении дела в данном порядке, при этом ответчик по делу не будет возражать;
  • когда общая сумма задолженности по санкциям или административным платежам, указанная в административном иске, не превышает двадцати тысяч;
  • а также в иных случаях.

Указанные выше случае, согласно толкованию данной нормы, применяются самостоятельно, независимо друг от друга.

Особенности упрощенного производства

Если сравнивать общий порядок рассмотрения и упрощенную процедуру, то можно выделить ряд отличий:

1. В упрощенной процедуре нет устного разбирательства (т.е. суд исследует только письменные доказательства, в том числе отзыв, какие-либо объяснения или возражения).

2. При рассмотрении административного дела в упрощенном порядке суд, если это требуется, выясняет мнение ответчика по вопросу применения такой процедуры.

Суд в определение о подготовке дела к рассмотрению указывает, что может быть применена процедура упрощенного производства и устанавливает десятидневный срок на представление возражений со стороны ответчика по вопросу применения такой процедуры (если ответчик будет против применения упрощенной процедуры, то суд будет рассматривать спор в общем порядке).

3. Дела в упрощенном производстве рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий дести дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства (дело может рассматриваться и коллегией судей, если это закреплено в КАС РФ).

Принятие, обжалование и вступление в силу решения

Решение суда по административному делу, рассмотренному в упрощенном порядке, принимается по общим правилам, закрепленным в главе 15 КАС РФ. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения (стать 293 КАС РФ).

Важно отметить, что КАС РФ установил сокращенные сроки для обжалования решения суда принятого в порядке упрощенного производства. Так, решение суда должно быть обжаловано в апелляционном порядке (глава 34 КАС РФ) в течение пятнадцати дней. Также необходимо обратить внимание на начало течения срока на обжалование. Срок начинает течь со дня получения копии решения.

Если сторона по спору не воспользуется возможностью обжаловать решение суда, то оно вступает в силу по общим правилам (статья 186 КАС РФ), т.е. по истечение срока на апелляционное обжалование.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что к упрощенной процедуре имеет смысл прибегать, если сторона в споре уверена в силе своих письменных доказательств, спор является типовым (например, привлечение к ответственности за какое-нибудь незначительное нарушение ПДД), а потому простым для суда в рассмотрении, или если нет возможности присутствовать самому или воспользоваться услугами представителя. Однако надо быОбращение в государственные суды является наиболее распространенным способом разрешения возникших споров между различными субъектами права. Количество возможных споров неограниченное множество. Каждый день на территории Российской Федерации подаются тысячи исков, заявлений на рассмотрение суда с целью возбудить то или иное производство.

Процедура рассмотрения споров является сложным многоступенчатым механизмом, который может быть “растянут” на большой промежуток времени. Таким образом, нагрузка на суд постоянно растет.

Однако законодатель разработал механизм, который позволяет рассматривать дела в упрощенном порядке, т.е. избегая некоторыеобязательные элементы при рассмотрении споров в общем порядке. Таким образом достигается экономия времени, а эффективность рассмотрения споров страдает незначительно.

Так, глава 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусматривает возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

Упрощенное производство в КАС РФ

Основания для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного письменного производства

По ряду административных дел КАС РФ предусматривает упрощенное (письменное) производство. Особенность такого производства заключается в том, что дело рассматривается судом лишь на основании письменных доказательств без вызова сторон.

Процедуре рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства посвящена гл. 33 КАС РФ. Отметим, что возможность рассмотрения дел в порядке упрощенного производства закреплена также в гл. 29 АПК РФ. Однако упрощенное производство по административным делам существенно отличается от упрощенного производства в арбитражном процессе.

Когда суд рассмотрит дело в порядке упрощенного производства

Административное дело может быть рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, если все лица, участвующие в деле, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие либо ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного спора, а также по делам о взыскании обязательных платежей и санкций в пределах 20 тыс. руб.

В пункте 7 ст.

150 КАС РФ предусмотрено дополнительное основание для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, когда в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц.

Решение о применении упрощенного производства принимается на стадии предварительного судебного заседания, о чем выносится определение суда.

В определении суд предоставляет ответчику возможность представить возражения против упрощенного производства в срок, не превышающий 10 дней.

Примечательно, что отсутствие ответа со стороны ответчика воспринимается судом в качестве согласия на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства.

Важно отметить, что в порядке упрощенного производства дело может рассматриваться как единолично судьей, так и коллегиальным составом, если это предусмотрено законом.

КАС РФ не содержит прямого ответа на возможность суда отказать в применении упрощенной процедуры. Законодатель не исключает такой возможности, если это необходимо в целях обеспечения общественных интересов.

Сроки упрощенного производства по административным делам

Срок рассмотрения административного дела ограничивается 10 днями со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Обжаловать такое решение можно в апелляционном порядке в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Таким образом, основным преимуществом упрощенного производства является значительное сокращение сроков рассмотрения административного дела, а также минимизация судебных издержек лиц, участвующих в деле.

Особое внимание КАС РФ уделяет началу течения срока на апелляционное обжалование. Он начинает исчисляться не со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме), а со дня получения лицом, участвующим в деле, копии решения суда по административному делу (ст. 294). Таким образом, именно от суда будет зависеть начало течения указанного срока.

Интерес вызывает вопрос соотношения таких сроков в случае, когда одно из лиц, участвующих в деле, получит копию решения суда раньше другого. Можно ли в таком случае считать, что для одного участника процесса срок на апелляционное обжалование начинается и заканчивается раньше?

Неотложный порядок рассмотрения дел в КАС РФ

Помимо упрощенного (письменного) производства Кодекс административного судопроизводства предоставляет возможность рассмотреть дело в неотложном порядке (п. 4 ст. 135).

Административное дело может быть рассмотрено в неотложном порядке на основании ходатайства административного истца или его представителя.

В случае удовлетворения такого ходатайства суд обязан принять все необходимые для этого меры, направить участникам судебного разбирательства извещения, вызовы, копии определений в возможно короткие сроки с использованием любых технических средств связи, позволяющих контролировать их получение адресатом. При этом закон не обязывает суд учитывать возражения со стороны административного ответчика против неотложного рассмотрения дела.

Стоит отметить, что в других кодексах нет аналогов рассматриваемой возможности. Кроме того, судебная практика по данному правилу еще не сформировалась.

Смс-извещения и вызов участников в суд по электронной почте

В статье 96 КАС РФ предусмотрена возможность извещать лиц, участвующих в деле, путем отправки смс-сообщений или направления извещения или вызова по электронной почте, при наличии согласия лиц, участвующих в деле, подтвержденного распиской.

Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/article/1959-qqq-16-m5-16-05-2016-uproshchennoe-proizvodstvo-v-kas-rf

Особенности упрощенного производства по административным делам | Правоведус

Основания для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного письменного производства

Статьи 291-294 нового Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривают рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

О том, какие дела могут быть рассмотрены в упрощенном порядке, что заключает в себе этот процесс, а также как можно обжаловать такие решения суда, мы расскажем в данной статье.

Особенности судопроизводства по административным делам в упрощенном порядке заключаются в проведении процесса без судебного заседания в устной форме, при этом судьей оцениваются только письменные и вещественные доказательства, представленные по делу административным истцом и ответчиком.

Так, в рамках упрощенного процесса исследуется исковое заявление истца, поступившее в суд, отзывы на него ответчика, их исключительно письменные возражения и объяснения. Если в деле необходимо участие прокурора, то его заключение приобщается к делу и исследуется наравне с другими доказательствами. 

Важно! Упрощенное производство позволяет рассматривать отдельные категории дел за короткое время, тем самым устранять нарушение прав истца в сжатые сроки.

Основания для проведения упрощенного производства по делу

Сразу следует отметить, что КАС РФ не предусматривает наличия конкретного перечня дел, по которым может быть использован упрощенный порядок производства, следовательно, его применение возможно к любому делу при наличии одного из следующих условий: 

  1. Все участники процесса предоставили в суд ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие. Данное условие используется только тогда, когда участие лиц по делу не является обязательным, как, например, по делам об оспаривании решения органа власти, когда суд вправе признать обязательной явку представителя органа власти.
  2. Административный истец предоставил в суд ходатайство о рассмотрении административного дела в упрощенном порядке, при этом ответчик не возражает.
  3. Цена иска по обязательным платежам и санкциям в общем размере составляет не более 20 000 рублей.
  4. Другие условия, предусмотренные нормами Кодекса административного судопроизводства РФ.

Порядок и особенности упрощенного производства

После подачи административного иска, истец должен получить определение суда о принятии заявления к производству, подготовке дела и назначении судебного разбирательства по делу.

В данном определении при наличии оснований судья указывает на возможность рассмотрения дела в упрощенном порядке и устанавливает срок в 10 дней для подачи возражения.

В случае, если в указанный срок от административного ответчика не поступило возражений, суд выносит определение о рассмотрении дела в упрощенном порядке, в этом случае иск подлежит рассмотрению еще в течении 10 дней с момента вынесения такого определения.

Однако, Кодекс административного судопроизводства РФ предусматривает следующее правило: ответчик все-таки вправе направить возражение на применение упрощенного порядка по делу и за пределами установленного законодателем срока, но если решение по данному делу еще не вынесено. В таком случае судом выносится определение о рассмотрении дела в общем порядке – в судебном заседании с извещением всех лиц, участвующих в деле.

Решение суда по административному делу, принятом в порядке упрощенного судопроизводства

Решение суда по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, должно соответствовать всем требованиям, предъявленным к данном акту. Оно не оглашается устно лицам, участвующим в деле, а направляется им не позднее следующего дня после его вынесения.

Как и решение, принятое в обычном порядке, судебный акт, вынесенный по результатам упрощенного производства, должен содержать – вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную часть.

В случае удовлетворения требований истца в решении суда обязательно должны быть изложены конкретные действия ответчика, которые он должен предпринять, например, отменить нормативно-правовой акт или решение и другое. Также в решении могут содержаться конкретные указания на порядок и предельный срок исполнения этих указаний.

Судебное решение, вынесенное в порядке упрощенного производства, вступает в силу в более короткие сроки – через 15 дней, следовательно, и срок апелляционного обжалования сокращен – он также составляет 15 дней с момента получения решения истцом, ответчиком или иным лицом, заинтересованным в деле.

Обжалование решений по административным делам, рассмотренным в упрощенном порядке, проходит по общим правилам.

В случае возникновения у сторон дела вопросов, связанных с исполнением вынесенного решения, внесения в него исправлений (арифметических ошибок или описок), по разрешению одного из требований истца (о возмещение судебных расходов и т.д.) в суд необходимо подать соответствующее заявление либо требование о вынесении дополнительного решения по поставленному вопросу. Отметим, что вопросы по поводу законности вынесенного решения могут решаться только в порядке обжалования.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/administrative/osobennosti-uproshhennogo-proizvodstva-po-administrativnyim-delam/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.