+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Обжалование отказа в регистрации межевания реестре

Содержание

Незаконный отказ органов Росреестра. Правила обжалования

Обжалование отказа в регистрации межевания реестре

Если вы столкнулись с отказом в работе государственного органа, а действия либо бездействия сотрудников этого органа не соответствуют законодательству Российской Федерации, вы имеете полное право обжаловать решение органа, обратившись в вышестоящие инстанции. В некоторых случаях дело можно довести до суда, но большинство проблем решается обжалованием решения государственного органа с помощью других систем.

Полномочия Росреестра

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, более известное как Росреестр, отвечает за регистрацию земельных участков и недвижимого имущества, кадастровый учет и сделки с участием недвижимости. В частности, к списку полномочий Управления относятся следующие виды деятельности:

  • ведение Единого государственного реестра недвижимости, сводного государственного реестра арбитражных управляющих, Государственного каталога географических названий, Единого государственного реестра саморегулируемых организаций, государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства;
  • земельный и геодезический государственный надзор, контроль за проведением землеустройства, мониторинг земель (кроме сельскохозяйственных);
  • экспертиза землеустроительной документации.

Список полномочий Росреестра подробно описан в федеральном законе от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Наиболее частой услугой Управления, к которой прибегают граждане Российской Федерации, является регистрация прав на недвижимое имущество либо оформление сделок с его участием.

Порядок подачи документов в органы Росреестра

Перед тем как перейти к незаконному отказу, необходимо прояснить, что собой представляет обращение в Управление. Документы в Росреестр подаются через многофункциональный центр (МФЦ) либо непосредственно через Управление и включают в себя заявление на государственную регистрацию прав (либо другую операцию) и удостоверение личности заявителя.

При подаче заявления с помощью электронной системы «Госуслуги» данные об удостоверении личности определяются автоматически, однако при использовании услуг МФЦ или личного визита в Росреестр удостоверение должно быть предоставлено. Как правило, под ним подразумевается паспорт гражданина Российской Федерации.

Водительские права, СНИЛС и другие виды документов не соответствуют требованиям, предъявляемым к удостоверению.

  • Паспорт обязан быть действительным: не содержать в себе отметок, не предусмотренных законодательством (к примеру, штампов о пересечении границы), с актуальным сроком действия – плановая замена паспорта проводится в 20 и в 45 лет соответственно.
  • Заявление, поданное иностранцем, рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Для удостоверения личности используются иностранный паспорт и международные договоры.

Основания для отказа в регистрации прав

В некоторых случаях отказ Росреестра полностью соответствует законодательству Российской Федерации, и обжалование не принесет никаких результатов.

Это, как правило, происходит тогда, когда нарушена процедура подачи документов для регистрации недвижимости или  документы не соответствуют заявленным требованиям.

Полный список правомерных оснований для отказа в какой-либо операции Росреестром включает в себя:

  • отсутствие у заявителя прав или полномочий распоряжаться указанной недвижимостью;
  • ситуации, когда объект недвижимого имущества, на который подается заявление, не подлежит регистрации;
  • подачу заявления ненадлежащим лицом;
  • конфликты между новыми и уже существующими правами на недвижимость;
  • подачу неполного комплекта документов;
  • подачу неверных, недействительных либо подложных документов;
  • удостоверение документов лицом, не имеющим на то права;
  • отсутствие сведений о координатах земельного участка;
  • признание недействительным акта органа местного самоуправления, который регламентирует предоставление права на недвижимое имущество и т. д.

Полный список включает в себя 55 возможных причин для отказа, с которыми желательно своевременно ознакомиться, чтобы подать заявление, соответствующее правилам, регламентированным законодательством. Если заявление правилам соответствует, однако Росреестр ответил отказом, вероятно, речь идет о незаконном отказе органов, нуждающемся в обжаловании.

Досудебная жалоба на действия Росреестра

Если вы считаете, что действия Росреестра незаконны, но хотите решить проблему в досудебном порядке, вы имеете право подать жалобу непосредственно в органы Росреестра и предоставить информацию о незаконном отказе. Жалоба подается с помощью МФЦ или с использованием портала государственных услуг и включает в себя:

  • наименование органа либо данные должностного лица, действия которого нуждаются в обжаловании;
  • данные заявителя: ФИО, сведения о месте жительства и месте нахождения, номер контактного телефона, адрес контактной электронной почты, почтовый адрес, по которому может быть получен ответ;
  • сведения о действиях государственного органа, которые обжалует заявитель;
  • причины, согласно которым заявитель считает решение незаконным и требует его обжаловать.

В течение пятнадцати (если речь идет об отказе в приеме документов и некоторых других действиях – пяти) дней со дня регистрации жалобы она будет рассмотрена должностными лицами, и сотрудники государственного органа вынесут решение. При удовлетворении жалобы действия по исправлению неправомерных решений государственного органа будут приняты в течение пяти дней. Если ответ на жалобу вас не устроил, вы можете обжаловать решение Росреестра в судебном порядке.

Порядок обжалования отказа Росреестра в судебном порядке

Если отказ Управления незаконен, а документы и порядок подачи заявления соответствуют правилам, указанным в законодательстве, обжалование решения Росреестра можно провести в судебном порядке. Гражданин имеет право подать жалобу только после вынесения Росреестром решения о приостановке регистрации.

Срок подачи жалобы составляет три месяца с момента вынесения решения и может быть продлен в связи с уважительными причинами, которые озвучиваются и подтверждаются на предварительном заседании суда. Судебный орган, в который подается жалоба, должен соответствовать территории местонахождения ответчика.

Орган подачи жалобы на незаконные действия Росреестра

Согласно законодательству Российской Федерации, жалоба подается в органы судебной власти в зависимости от личности заявителя:

  • если заявитель является юридическим лицом, жалоба рассматривается в Арбитражном суде в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ;
  • в случае если заявитель – физическое лицо, жалоба подается в суд общей юрисдикции согласно главе 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

В случае с подачей заявления юридическим лицом (представителем организации или предпринимателем) истцу необходимо доказать два факта: незаконность решения государственного органа и нарушение тем самым прав заявителя либо создание препятствий предпринимательской деятельности. Подается пакет документов, соответствующий правилам подачи исковых заявлений, к которому должно быть прикреплено оспариваемое решение государственного органа. Доказывание законности принятого решения возложено на ответчика – Росреестр.

Если речь идет о физическом лице, оформляется административное исковое заявление. Жалоба обязана включать в себя следующие требования:

  • признать недействительным решение Росреестра о приостановке регистрации;
  • провести регистрацию в соответствии с правилами, предусмотренными в законодательстве Российской Федерации.

Важно помнить, что органы судебной власти не имеют права не принять заявление в связи с пропуском сроков его подачи. Причины, по которым требуемый срок был пропущен, разбираются на предварительном судебном заседании. Если выясняется, что причины пропуска сроков являются уважительными, сроки для истца восстанавливаются и заявление признается действительным.

Судебная практика

Наиболее частыми причинами обжалования решения органов Росреестра являются следующие:

  • решение об отказе вынесено в соответствии с требованиями, не предусмотренными в законодательстве;
  • с истца неправомерно потребовали список документов, не являющийся необходимым при подаче заявления;
  • в сведениях ЕГРН выявлены незначительные ошибки, которые не препятствуют проведению процедуры регистрации.

Порядок проведения судебного процесса включает в себя выяснение нескольких условий в соответствии со статьей 227 КАС РФ:

  • не нарушены ли права и свободы истца, а также его законные интересы;
  • соблюдены ли сроки подачи судебного заявления;
  • соблюдены ли требования нормативных правовых актов, которые регламентируют полномочия государственного органа, порядок вынесения решения, основания для его принятия;
  • соответствует ли принятое решение нормативным правовым актам о спорных отношениях.

Доказательство первых двух пунктов должно осуществляться стороной истца, два же последних пункта доказывает ответчик, в данном случае представитель Росреестра. В результате судебного процесса выносится решение в пользу истца или, если действия государственного органа признаны законными, – в пользу ответчика. Возможны два варианта судебного решения:

  • об удовлетворении (полностью или частично) требований истца о признании решения государственного органа незаконным в связи с нарушением нормативно-правовых актов и (или) нарушением прав истца;
  • об отказе в удовлетворении требований, если действия государственного органа признаны законными и отвечающими требованиям законодательства, а также не нарушающими ничьих прав.

Решение суда не может быть оспорено юристами Росреестра, следовательно, является итоговым и окончательным и свободно от субъективных взглядов работников государственного органа, которые могут и сами быть незнакомы с законодательством. Жалобу можно подать в отношении объекта недвижимости, как находящегося на вторичном рынке, так и являющегося новостройкой.

Текст жалобы о неправомерном отказе Росреестра в регистрации

Заявление должно подаваться в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства или Арбитражного процессуального кодекса РФ в зависимости от того, физическим или юридическим лицом является истец, и включать в себя следующие пункты:

  • наименование органа суда, в который подается заявление;
  • контактные данные истца;
  • информация о должностном лице, на действия которого оформляется жалоба;
  • сведения о подаче заявления в Росреестр, включающие в себя дату подачи, данные о подаваемых документах, основания для регистрации;
  • информация об обстоятельствах, в связи с которыми государственный орган отказал в удовлетворении заявления;
  • причины, по которым истец считает решение Росреестра незаконным;
  • требование об обжаловании решения и регистрации права на собственность в судебном порядке.

Сотрудничество с квалифицированными юристами существенно увеличит ваши шансы на выигрыш дела и успешную регистрацию права на недвижимость в органах Росреестра.

Выберите грамотных специалистов и проконсультируйтесь с ними перед подачей заявления, а также пользуйтесь услугами юриста в процессе судебного заседания – и, если вы правы в своих доводах, оспаривание решения Росреестра будет успешным.

Источник: https://usteqo.com/articles/403516

Оспаривание межевания земельного участка через суд: причины признания результатов недействительными

Обжалование отказа в регистрации межевания реестре

Установление границ земельного участка часто бывает сопряжено со спорными моментами.

В частности, такие моменты могут возникать при допущении кадастровым инженером ошибок, использовании устаревшего оборудования или неточных данных.

В результате этого выданные собственнику участка документы содержат недостоверные сведения и данные.

Как эти, так и другие случаи, которые приводят к кадастровым ошибкам при межевании, требуют обращения к Росреестр для того, чтобы внести необходимые корректировки и привести документальные данные в соответствие с тем, каким образом фактически проходит граница.

В том случае, если обращение собственника участка осуществляется по истечении 30 дней с момента утверждения межевого плана, в большинстве случаев внесение изменений может выполняться посредством решения суда, для чего необходимо направить соответствующее исковое заявление, приложив к нему требуемый пакет документации.

Документы, являющиеся результатами процедуры

В процессе установления границ земельного участка кадастровый инженер составляет межевое дело, и основным документом, входящим в него является межевой план.

Такой план состоит из графической и текстовой частей и содержит в себе схему расположения участка с указанием координат поворотных точек, проведенными между ними линиями, которые являются межами, определяющими границы собственности.

Его текстовая часть содержит описание земельного надела, содержащую его основные характеристики, имеющие значение для определения кадастровой стоимости, возможности возведения зданий или сооружений, возделывания для посадки сельскохозяйственных культур и прочих действий, что могут иметь место при эксплуатации участка.

На основании составленного межевого плана владелец надела может обращаться для постановки участка на учет, получения кадастрового паспорта, права собственности, а также совершать любые сделки гражданско-правового характера, которые не запрещены законодательством.

Законом определены моменты и условия, при наличии которых собственник надела, другое лицо или организация, чьи права были затронуты в процессе проведенного межевания, могут рассчитывать на допустимость оспаривания результатов установления границ.

Так, к таким условиям относят следующие:

  • Проведение межевания без наличия акта согласования границ, подписанного всеми заинтересованными лицами. Отсутствие подписей допускается лишь при неявке таких лиц после соблюдения со стороны владельца участка положенной процедуры оповещения и отсутствии письменных заявлений от соседей о несогласии с границами, проходящими именно таким образом;
  • Допущение нарушений в ходе выполнения работ инженером. Это может быть отсутствие операции выезда на участок для выноса границ в натуру, игнорирование документальных данных, на основании которых межа будет проходить иным способом и т.д.;
  • Появление новых документальных данных или свидетельских показаний, которые изменяют ход проложенной межи;
  • Обнаружение ошибки в предоставленных данных. Это может быть пересечение границ смежных участков, наложение одного надела на другой, отнесение земли к совершенно другой территории, любые другие неточности, которые будут иметь место в графической или текстовой части;
  • Приобретение земли и переход ее в собственности в результате самозахвата территории. Такие ситуации происходят достаточно редко, но все же могут иметь место в результате неточного анализа предоставленной документации кадастровым инженером или подачи заказчиком недостоверных данных.

Как отменить результаты через суд

Отменить результаты межевания возможно путем выполнения следующих шагов:

  • Обращение к инженеру, который составлял имеющийся межевой план и определял координаты проходящих границ участка;
  • Сбор документов, которые могут свидетельствовать о наличии ошибок в составленном межевом плане;
  • Составление заявления, в котором отражается требование устранения имеющейся ошибки межевого плана;
  • Предоставление пакета документации, квитанции, подтверждающей оплату государственной пошлины и самого заявления в кадастровую палату;
  • Получение ответа в течение 15 суток с момента подачи заявления. В большинстве случаев кадастровая палата отказывает в удовлетворении требования лица, мотивируя это наличием существующего межевого плана;
  • Направление обращения в судебную инстанцию. Это осуществляется для возможности принудительного внесения изменений в составленный план на основании решения суда;
  • Составление иска, предоставление оформленного заявления с пакетом документации, включающим в себя подтверждение попытки досудебного урегулирования вместе с квитанцией об оплате государственной пошлины.

Возможность направления обращений в суд относительно оспаривания имеющихся результатов межевания может иметь место только при наличии оснований у лица или организации, выступающего в роли истца.

Так, в частности, право на оспаривание установленных границ в суде, имеют такие лица:

  • Лица, использующие участок или смежные с ним наделы на правах заключенного договора аренды;
  • Собственники участков, имеющих документальное подтверждение права владения определенным участком земли;
  • Лица, владеющие наделом на правах бессрочного пользования им;
  • Лица, владеющие участком на правах пожизненного наследуемого владения.

Документы

Обращение в судебную инстанцию для того, чтобы иметь возможность оспорить результаты межевания земельного участка через суд, должно сопровождаться подготовкой и предоставлением необходимого в таких случаях пакета документации.

Список документов может несколько отличаться в зависимости от особенностей рассматриваемого дела, но при этом он имеет много общих пунктов, среди которых можно выделить:

  • Документ, подтверждающий наличие права обращения в суд для оспаривания результатов установления границ (свидетельство о праве собственности, договор аренды и т.д.);
  • Документ, подтверждающий право собственности лица, которое направляет иск в суд;
  • Само исковое заявление, в котором содержится суть вопроса относительно установленных границ участка;
  • Межевой план, содержащий ошибки;
  • Новый межевой план, содержащий правильную информацию, которую необходимо будет внести в государственный реестр.

Подаваемое исковое заявление должно содержать в себе следующую информацию:

  • ФИО заявителя, его основные данные, сведения об участке, по поводу которого имеется спор;
  • Данные ответчика, имеющего другое мнение относительно проходящих границ;
  • Указание сути проблемы – излагаются имеющиеся ошибки в составленном межевом плане, которые необходимо устранить. В основной части рекомендуют указывать на то, что наличие ошибки нарушает имеющееся право собственности и при этом не позволяет использовать участок в полной мере;
  • Ссылка на законы и прочие нормативные акты, на основании которых возможно обращение заявителя и признание межевого плана недействительным и требующим внесения изменений;
  • Дата заполнения и подпись истца.

Слушания

В процессе судебного разбирательства суд в первую очередь рассматривает поданные документы.

После определяет наличие оснований для инициирования разбирательства.

После этого, если все предоставленные документы не вызывают сомнений, не требуется дополнительных доказательств и не производится отвод, назначается судебное заседание или публичные слушания.

В ходе самого заседания рассматриваются доводы как истца, так и ответчика, причем от того, насколько будет полным перечень данных, изложенных в исковом заявлении, во многом будет зависеть и общий исход дела.

При рассмотрении заявления могут заслушиваться показания свидетелей, которые имеют непосредственное отношение к делу, если доказательная база в форме документов недостаточна.

При наличии встречных исков они также принимаются к рассмотрению и при необходимости назначается проведение экспертизы, которая заказывается в геодезической компании.

На основании выводов экспертов-геодезистов можно судить о том, насколько правильно было проведено межевание и на самом ли дела в составленном плане содержатся ошибочные данные.

Решение

При наличии достаточного количества доказательств судом может быть удовлетворено поданное истцом заявление с требованием о признании результатов межевания недействительным.

В таком случае становится возможным повторное обращение в Росреестр, где уже на основании предоставленного решения суда внесут изменения в данные о земельном участке при условии приложения правильно составленного межевого плана.

По признанию результатов недействительными

В результате рассмотрения дел по признанию результатов межевания недействительными в большинстве случаев решение выносится в пользу истца, подающего заявление в следующих ситуациях:

  • Если имеет место самовольное занятие земельных участков соседями, в результате чего границы владений были искажены;
  • Если при формировании земельного надела и определении площади участка были допущены значительные ошибки, после чего в государственный реестр были внесены недостоверные данные;
  • Если в результате межевания акт согласования установленных границ был подписан не всеми заинтересованными лицами;
  • Если не был соблюден обязательный порядок уведомления владельцев и пользователей смежных участков о предстоящей процедуре выноса границ в натуру и их согласования;
  • Если предоставлены достоверные данные, свидетельствующие о наличии ошибок в межевом плане участка.

Заключение

Обращение в судебный орган с заявлением о признании результатов межевания недействительным и последующее участие в рассмотрении дела – довольно сложная процедура, исход которой будет зависеть от предоставленных истцом документов и того, насколько достоверными и достаточными предоставленные доказательства.

Решение суда определяется исходя из норм действующего законодательства, регулирующих межевание земельных участков, а также уже имевшихся случаев судебной практики, на основании которых иск будет удовлетворен (полностью либо частично) или нет, и снятие возражений по границам не будет произведено.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/mezhevanie/osparivanie-cherez-sud

Причины отказа в постановке на кадастровый учёт

Обжалование отказа в регистрации межевания реестре

И. Н. Иванеженкова, редактор газеты “Земельная газета”, г.

Брянск Постановка недвижимости на государственный кадастровый учёт — важный этап, без которого невозможно осуществить дальнейшие операции с земельным участком, домом или прочими, в том числе незавершёнными, постройками.

Законодательством предусмотрены определённые требования к заявителю, невыполнение которых может повлечь за собой отказ регистрирующего органа. Рассмотрим все случаи подробно.

ЗАЧЕМ ВАМ ЭТО НАДО

Для начала напомним, что кадастровый учёт — это не что иное, как описание и индивидуализация земельных участков в Государственном кадастре недвижимости (ГКН). Проще говоря, для того чтобы оформить землю под домом и произвести в дальнейшем любую сделку, ей должен быть присвоен уникальный кадастровый номер — как сформированному объекту недвижимости.

Присвоение номера предваряется определением границ и выявлением индивидуальных характеристик данного участка, которые отличают его от других и позволяют определить его кадастровую стоимость.

В результате постановки на кадастровый учёт собственнику выдаётся кадастровый паспорт участка, что даёт вам право провести государственную регистрацию, после чего вы обретаете возможность купить, продать, обменять, подарить либо сдать данную землю в аренду — словом, распорядиться ею по своему усмотрению.

Кроме того, значимость этой процедуры трудно переоценить в том случае, когда возникают недоразумения с соседями. Предположим, при постановке на учёт соседнего участка кадастровый инженер неверно указал границы, в результате чего возникло наложение границ и, как следствие, захват части вашей территории.

И если о вашем участке сведения в ГКН уже есть, вам не грозят судебные тяжбы по отвоёвыванию собственности: кадастровый орган выявит это сразу и не позволит допустить ошибку. Таким образом, постановка на кадастровый учёт — верный способ защитить свою недвижимость от нечаянных и тем более намеренных посягательств со стороны.

ЧТО СТАВИМ

Вопросы, связанные с постановкой объектов на кадастровый учёт любой недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства), регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Именно этот документ предписывает необходимость обратиться в кадастровый орган с заявлением о постановке на учёт любого вновь образованного объекта недвижимости.

В том случае, если в силу перестройки, перепланировки уникальные характеристики вашего дома или участка меняются, вы обязаны известить об этом кадастровый орган и внести соответствующие изменения в Государственный кадастр недвижимости.

Когда же объект недвижимости прекращает своё существование, за вами остаётся обязанность снова явиться в кадастровую палату и снять объект с учёта. Состав необходимых для кадастрового учета документов и требования к их оформлению описаны в статье 22 данного федерального закона.

Однако недавно Минэкономразвития издало приказ, позволяющий упростить сбор бумаг в некоторых случаях. Так, при уточнении границ земельного участка теперь не понадобится предоставлять межевые планы соседних участков: вся информация может быть указана в рамках вашего межевого плана.

Упрощается подготовка документов для формирования земель, находящихся под линейными объектами. Прежде всего, это касается участков под линиями электропередач. Большинство таких территорий либо вообще не сформировано, либо описано схематично, без указания координат. Новые правила позволяют избежать главной трудности прежнего порядка, предписывающего практически «проводить дорогу к каждому столбу» — сейчас можно просто считать, что доступ к линейному объекту есть.

ПРИЧИНЫ ОТКАЗА

Все поданные вами документы тщательно проверяются специалистами на предмет наличия, соответствия действительности и правильного оформления.

И если обнаружены недочёты, что является нарушением требований закона, процедура постановки на государственный кадастровый учёт может быть приостановлена до устранения выявленных несоответствий, на что закон отводит не более трёх месяцев.

В каких же случаях кадастровый орган может вынести решение об отказе в постановке объекта недвижимости на учёт? Рассмотрим основные причины отказа: 1. Если имущество, о кадастровом учёте которого представлено заявление, не является объектом недвижимости. 2.

Заявление о кадастровом учёте или необходимые документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям вышеуказанного закона. Форму заявления (утверждена Министерством юстиции РФ) обычно можно найти на стендах в каждом органе кадастрового учёта. Обратите на неё внимание и учите все нюансы при заполнении.

Также необходимо, чтобы в заявлении была проставлена личная подпись заявителя или его уполномоченного представителя. 3.

Объект недвижимости, о кадастровом учёте которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями. 4. Если данный объект недвижимости образован из объекта недвижимости, внесённые в ГКН сведения о котором носят временный характер. 5. Когда с заявлением о кадастровом учёте обратилось ненадлежащее лицо. Например, с заявлением об учёте частей объекта недвижимости вправе обратиться собственники или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. Также, в соответствии со статьей 47 закона о кадастре, до 1 января 2013 года при наличии на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, здания, сооружения, объекта незавершённого строительства допускается внесение в ГКН сведений о местоположении указанных объектов на соответствующем земельном участке на основании заявления о кадастровом учёте, поданного собственником либо его представителем, и межевого плана. При этом оформляется заявление об учёте изменений объекта недвижимости. 6. Если не устранены в срок выявленные в прилагаемых документах несоответствия закону, повлекшие за собой приостановку процесса. 7. Межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица.

ВАЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Орган кадастрового учёта принимает решение об отказе в постановке на учёт земельного участка также в следующих случаях: 1.

Если размер образуемого земельного участка или участка, который в результате преобразования сохраняется в изменённых границах (изменённый земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам участков.

В соответствии со статьёй 33 Земельного кодекса РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Для иных целей предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. 2. Если к образуемому или изменённому земельному участку не будет обеспечен доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путём установления сервитута. Под землями общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты. При решении этой проблемы в ряде случаев возможно установление частного сервитута, а если сервитут затрагивает интересы целой группы населения, то устанавливаются публичные сервитуты. 3. Одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населённого пункта; 4. Участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель (за исключением установленных федеральным законом случаев).

ИЗМЕНЕНИЕ ПЛОЩАДИ ИЛИ ГРАНИЦ

При кадастровом учёте в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ вам могут отказать, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

В случае уточнения границ земельного участка орган кадастрового учёта принимает решение об отказе, когда: 1) в результате кадастрового учёта площадь этого земельного участка, определённая в соответствии с установленными законом требованиями, окажется больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости; 2) при уточнении указанных границ нарушен порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с законом о кадастре не считается согласованным. Исключением являются случаи признания границ уточнёнными в порядке разрешения земельного спора.

СНЯТИЕ С УЧЁТА

Вам могут отказать даже в снятии с учёта земельного участка, если такой участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учёта (согласно статье 24 вышеозначенного закона).

ВНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ

Основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтённых объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия) являются:

  • отсутствие у органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учёта документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия (например, принятие решения о переводе земельного участка из одной категории в другую не уполномоченным органом);
  • противоречие сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в ГКН (за исключением случаев поступления документов для учёта изменений объектов недвижимости);
  • отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтённом.

ИСПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОШИБКИ

Отказать в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях вам могут, ссылаясь на отсутствие противоречий между сведениями Реестра и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились в Реестр).

ЧТО ДАЛЬШЕ

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учёта, которое вы получите на руки, должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения статьи 27 закона о кадастре, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. В случае неверного составления межевого плана вам вернут его на доработку с указанием рекомендаций об устранении выявленных несоответствий. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учёта может быть обжаловано в судебном порядке.

Источник: https://1k-k.ru/prichiny-otkaza-v-postanovke-na-kadastrovyj-uchyot/

Отказ Росреестра в регистрации земельного участка: причины и возможные действия

Обжалование отказа в регистрации межевания реестре

В соответствии с действующим законодательством право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии — Росреестре.

Это нужно государству — оно получает возможность вести учёт зарегистрированных земель, контролировать их оборот и рациональное использование. В регистрации заинтересован и собственник участка — это действие юридически закрепляет его права на землю и позволяет ему заключать сделки с ней.

Процедура, о которой идёт речь, регламентирована Федеральным законом № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации). 

Регистрация участка проводится на основании сведений межевого плана. Услуги по межеванию оказывает кадастровый инженер (чтобы узнать стоимость услуг в вашем регионе рекомендуем воспользоваться онлайн калькулятором кадастровых работ на нашем сайте). 

Нередки случаи, когда Росреестр не регистрирует право собственности на земельный участок.

События могут развиваться по трём сценариям: специалисты возвращают заявление и приложенные к нему документы без рассмотрения, Росреестр приостанавливает рассмотрение заявления, наконец, Федеральная служба отказывает в удовлетворении заявления и регистрации земельного участка. Что может послужить причиной таких решений и как действовать в перечисленных ситуациях? Развёрнутые ответы — далее.

Возврат заявления без рассмотрения

Решение о возврате выносит специалист, отвечающий за приём документов. До государственного регистратора и глубокой юридической экспертизы ситуации в данном случае дело не доходит. Заявление возвращают без рассмотрения, если:

  • не оплачена государственная пошлина за регистрацию права собственности на земельный участок (для физических лиц её размер равен 2000 руб.);
  • в поданных документах есть зачёркнутые слова, приписки, подчистки, иные исправления;
  • документы исполнены с помощью карандаша и не могут быть однозначно истолкованы;
  • в заявлении на регистрацию земельного участка нет личной подписи заявителя;
  • в ЕГРН есть запись о том, что участок невозможно зарегистрировать без личного присутствия заявителя.

Если документы, которые вы подали, вам вернули без рассмотрения, устраните имеющиеся недочёты и подайте заявление в Росреестр повторно.

Приостановка регистрации

Соответствующее решение выносит государственный регистратор после изучения представленных документов и правового статуса земельного участка.

Если специалист находит причины, препятствующие регистрации (речь о них пойдёт далее), он может приостановить процесс на определённый срок — как правило, составляющий 1 месяц, но не превышающий 3 месяцев.

В день приостановки государственный регистратор оформляет письменное уведомление о принятом решении и направляет или вручает его заявителю.

Если регистрацию земли по вашему участку приостановили, устраните в установленный срок причины, указанные в полученном от Росреестра уведомлении, и подайте заявление и документы повторно.

Отказ в регистрации

В статье 26 Закона о регистрации перечислены причины, по которым Росреестр может отказать заявителю. Их количество исчисляется десятками, но на практике, как показывает опыт специалистов Федеральной службы, чаще всего имеют место лишь некоторые из них.

Одна из наиболее распространённых причин отказа в регистрации земельного участка — несоответствие поданных документов требованиям законодательства, касающимся формы или содержания.

Речь может идти об отсутствии нотариальной заверки, которая необходима при заключении сделок с недвижимостью, подаче документов, составленных в другом государстве и не легализованных в нашей стране (не имеющих апостиля), отсутствии в документах сведений о том, что на участке нет зданий и сооружений, других подобных недочётах.

Ещё одна причина, по которой Росреестр часто отказывает в регистрации прав собственности на землю, — неполнота поданного пакета документов. В нём могут отсутствовать сведения о семейном положении, согласие супруга на заключение сделок с недвижимостью, разрешение, выданное органами опеки, другие документы, обязанность по представлению которых лежит на заявителе.

Государственный регистратор может отказать в регистрации участка при отсутствии сведений о фактически имеющихся обременениях. Право собственности должно быть зафиксировано в правоустанавливающем документе строго в том состоянии, в котором оно находится на момент его оформления, то есть со всеми обременениями, зафиксированными в ЕГРП. При несоблюдении этого требования неизбежен отказ.

В практике Росреестра есть случаи вынесения отрицательных решений, в которых заявление о регистрации подаёт ненадлежащее лицо. Один из примеров — обращение в регистрирующий орган по доверенности, которая на день подачи заявления аннулирована доверителем.

По этому же основанию государственный регистратор может отказать, если в документах неправильно указаны фамилия, имя и/или отчество заявителя — Росреестр не сможет идентифицировать лицо и достоверно установить принадлежность правоустанавливающего документа.

При обнаружении одной из перечисленных или других причин, изложенных в статье 26 Закона о регистрации, Росреестр выносит решение об отказе в регистрации. Письменное уведомление об отрицательном решении направляется или вручается заявителю в течение пяти дней после истечения срока, отведённого на рассмотрение заявления. Уплаченная государственная пошлина не возвращается.

Как действовать при вынесении отказа?

У вас есть право обжаловать отрицательное решение Росреестра. Действующее законодательство не предусматривает обязательного досудебного порядка урегулирования подобных споров — это значит, что вы можете сразу обращаться в суд.

Дела об обжаловании решений Росреестра в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда РФ рассматриваются по нормам Гражданско-процессуального кодекса РФ. Исковое заявление нужно подавать в районный суд по месту нахождения земельного участка. Понадобится уплатить государственную пошлину в размере 300 руб.

При несоблюдении перечисленных требований суд вернёт исковое заявление без рассмотрения.

В настоящее время заявление в суд можно подать не только в традиционной бумажной форме, но и по цифровому каналу связи — составив документ на официальном сайте суда и заверив его электронной цифровой подписью.

Изложите в исковом заявлении обстоятельства дела. Укажите причину, по которой Росреестр отказал в регистрации земельного участка. Приведите доводы в свою пользу, обоснуйте ошибочность позиции государственного регистратора.

Подкрепите доводы доказательствами, приложив к исковому заявлению документы, имеющие отношение к существу спора.

Рекомендуем воспользоваться помощью профессиональных юристов, специализирующихся на вопросах, касающихся земли, — они облегчат вам работу и повысят шансы на успех.

В исковое заявление следует включить два требования:

  • основное касается признания отказа в регистрации земли незаконным;
  • дополнительное касается возложения на Росреестр обязанности выполнить государственную регистрацию права собственности на участок.

При соблюдении правил подсудности и требований и форме документов суд рассмотрит исковое заявление и вынесет решение. Оно будет положительным, если судья установит вашу правоту и справедливость ваших доводов.

В этом случае на Росреестр возложат обязанность зарегистрировать участок земли, причём без подачи вами нового заявления — исключительно на основании судебного решения и документов, которые вы передали регистратору ранее.

Росреестр в трёхдневный срок уведомит вас о получении решения суда и проинформирует о сроке государственной регистрации земельного участка.

Перспективы обжалования

Изучение судебной практики позволяет сделать вывод: заявителям, устранившим недочёты в документах и правовом статусе земли, во многих случаях удаётся успешно обжаловать отказы Росреестра в выполнении регистрационных действий.

Самым сложным случаем, пожалуй, является отсутствие земельного участка в государственном кадастре недвижимости. Перспективы обжалования отказа нулевые — Росреестр не может зарегистрировать то, чего юридически не существует, и ни один суд не встанет на противоположную точку зрения.

Рекомендуем заказать межевание, поставить участок на кадастровый учёт и лишь после этого обжаловать отрицательное решение государственного регистратора.

Источник: https://geostart.ru/post/435

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.