+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Кто осуществляет государственному управлению охраной труда

Содержание

Кто осуществляет государственное управление охраной труда | на территориях субъектов Российской Федерации, статья 216 ТК РФ

Кто осуществляет государственному управлению охраной труда

Обеспечение безопасных условий на рабочих местах является одной из функций государства. В статье мы расскажем, что такое государственное управление охраной труда, какие есть уровни управления, как они взаимодействуют между собой.

Кто осуществляет государственное управление охраной труда

Госуправление охраной труда осуществляется государственными органами, уполномоченными на исполнение специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций по ОТ. Оно включает:

  • принятие, исполнение федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий на рабочих местах;
  • реализацию законодательных норм, гарантирующих безопасность работников при выполнении ими трудовых функций;
  • профилактику и устранение нарушений требований ОТ.

В 216 статье ТК РФ приведены уровни, а также полномочия органов власти, соответствующие принципам Конституции РФ. Возглавляет госуправление охраной труда Правительство через свой уполномоченный орган – Минтруд. Управление реализуется через разработку политики в области ОТ и исполнение инспектирующих функций Рострудом.

Региональные органы власти в рамках госуправления ОТ проводят экспертизу СОУТ, организуют обучение, ставят задачи перед муниципальными органами по реализации мероприятий.

Цели и задачи

К целям относятся:

  • поддержание высокой работоспособности населения;
  • повышение производительности труда;
  • рациональное использование оборудования и машин;
  • сокращение числа пострадавших, снижение количества аварий и инцидентов на производственных объектах.

Задачи госуправления в области ОТ:

  • недопущение дублирования надзорных мероприятий;
  • защита предпринимательства от излишних проверок, произвола проверяющих органов;
  • выработка стратегии по снижению вредных воздействий на работников.

На уровне субъекта РФ в цели входят:

  • постановка задач для муниципального уровня власти;
  • проведение экспертизы СОУТ.

На муниципальном уровне:

  • непосредственная реализация госполитики в области ОТ;
  • содействие проведению работодателями мероприятий по обеспечению производственной безопасности, по профилактике несчастных случаев, пропаганде безаварийной работы;
  • организация обучения по ОТ, как того требует пункт 2.3.2 Порядка № 1/29.

Государственная система управления охраной труда

Правительство, Минтруд и Межведомственная комиссия определяют госполитику в области ОТ.

В структуру Минтруда входят Роструд, а также возглавляемая министром Межведомственная комиссия при Минтруде России, которая распределяет полномочия между другими органами – Роспотребнадзором, Ростехнадзором, ФМБА и т.п.

Изменения по охране труда в Трудовом кодексе

Структура органов государственного управления охраной труда

К федеральным органам исполнительной власти (ФОИВ) относятся Роструд, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, другие надзорные ведомства.

Роструд проводит правоприменительные мероприятия в области трудового права и ОТ. К этим мероприятиям относятся надзорные, а также оказание услуг в сфере занятости, миграции и т.п.

Роспотребнадзор через санитарные правила и нормы реализует требования к эргономике рабочих мест, к организации производственного санитарного контроля, рабочих зон, устанавливает предельно-допустимые уровни воздействия вредных или опасных производственных факторов на работающее население.

Ростехнадзор в пределах своих полномочий контролирует выполнение каждым работодателем требований по:

Полномочия этих органов не должны пересекаться с полномочиями Рострудинспекций на местах. Нельзя дублировать надзорные функции.

Кто осуществляет управление охраной труда на территориях субъектов РФ

К региональным органам государственной власти относятся правительства и администрации краев, областей, других субъектов РФ. При каждом региональном органе функционирует Департамент по труду и занятости населения. Как правило, данная структурная единица подчинена одному из заместителей губернатора.

В департамент входят секторы по ОТ, а также сектор по экспертизе спецоценки УТ. Департамент не имеет права проводить контрольно-надзорные мероприятия в отношении работодателей. Однако по решению трехсторонней комиссии такая проверка может быть инициирована со стороны прокуратуры или ГИТ.

К функциям секторов относится методическая помощь работодателям на вверенных территориях – выпуск сборников нормативных актов, организация межотраслевых конференций, выставок, взаимодействие с территориальными профсоюзами и ГИТ.

Органы местного самоуправления

Отдельные полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления на определенных условиях. В каждой администрации города или района создается сектор ОТ, подчиняющийся Департаменту труда и занятости субъекта РФ.

Эти подразделения выполняют работу по обучению руководителей и специалистов по ОТ, организуют работу комиссий, освещают в средствах массовой информации данные о предстоящих проверках знаний предпринимателей на своей территории, проводят семинары, отвечают на возникающие вопросы, оказывают методическую помощь работодателям, выпуская сборники нормативных правовых документов, организуют проведение выставок, конкурсов, тем самым пропагандируя здоровые условия труда.

Работодателям стоит шире использовать возможности органов местного самоуправления. Участие, тем более, призовые места в конкурсах по ОТ повышают рейтинг работодателя для заказчиков и подрядчиков, а также инвестиционную привлекательность. Участие в выставках позволяет вовремя отследить изменения в производстве и применении эффективных СИЗ.

Нормативная литература на таких выставках, как правило, дается работодателям бесплатно, как это всегда делает департамент по труду Москвы на выставках БИОТ. А обязанность работодателя обеспечить наличие комплекта актуальных НПА указана в 212 статье ТК РФ.

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/76273-gosudarstvo-i-upravlenie-ohranoy-truda-rabotnikov

Государственное управление охраной труда

Кто осуществляет государственному управлению охраной труда
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Государственное управление охраной труда

Обе стороны трудовых отношений, то есть подчиненный и начальник, должны придерживаться установленных законодателем правил охраны труда.

Обе стороны трудовых отношений, то есть подчиненный и начальник, должны придерживаться установленных законодателем правил охраны труда. Именно эти нормы направлены на то, чтобы обеспечить достойные условия работы и необходимую безопасность для сотрудников. К тому же, управление охраной трудового процесса осуществляется на уровне государства.

Понятие государственного управления охраной труда

Для государства она является одним из важных направлений в сфере трудовых отношений, необходимой для создания всех необходимых для сторон трудовых условий.

Что же подразумевается под государственным управлением охраны труда? В первую очередь, обязанностью любого государства является разработка и принятие различных нормативных актов, в которых отражены вопросы о производстве, технологиях и приемлемых условиях труда.

Функции государственных органов Российской Федерации также заключаются в целом комплексе мероприятий, направленных на:

  • формирование государственной политики в области трудовых отношений;
  • разработку и реализацию различных программ, улучшающих условия труда;
  • содействие выполнению различных мероприятий, направленных на обеспечение работников лучшими условиями для осуществления трудовых функций, которые проводят организации;
  • устранение всех обнаруженных нарушений, сделанных работодателем, в области охраны труда.

Все нормативно-правовые акты, призванные регулировать охрану труда, должны разрабатываться и приниматься согласно установленному Правительством РФ порядку.

В этом Положении содержатся все необходимые виды нормативных актов, которые определяют основы охраны трудового процесса.

Среди них находятся стандарты трудовой безопасности, различные типовые инструкции, а также санитарные правила и нормы и т. д.

Внесение изменений в эти нормативные документы возможно только в отдельных случаях.

К примеру, если изменяться нормы законодательства РФ об охране труда или на основании использования международного опыта.

Помимо этого, свои предложения по изменению существующих правил охраны труда могут вносить органы исполнительной власти всех уровней.

При разработке некоторых программ, к примеру, о профессиональных болезнях или экологической безопасности, могут брать участие и профсоюзные организации.

Органы государственного управления охраной труда

Надзор за всеми трудовыми отношениями на государственном уровне осуществляется несколькими органами власти Российской Федерации.

Все основные функции выполняет Правительство РФ, например, распределяя обязанности в сфере охраны трудового процесса между остальными органами.

Правительство выполняет свои функции с помощью законодательных актов.

Разработку государственной политики, а также правовое регулирование в области охраны труда по заданию Правительства РФ выполняет Министерство труда. Выполняя свои функции, этот государственный орган принимает следующие нормативно-правовые документы:

  • положение о комиссии об охране труда;
  • правила и стандарты, которые определяют безопасность труда в различных организациях;
  • различные методические рекомендации;
  • правила аккредитации и список услуг, для которых она требуется;
  • другие правовые акты.

Что касается других органов власти Российской Федерации, то они решают все необходимые вопросы в сфере труда только в рамках их компетенции. К примеру, необходимые функции надзора за тем, как руководители придерживаются установленных правил и стандартов, выполняют  соответствующие федеральные органы.

И эти органы в первую очередь должны находить случаи, когда нарушаются условия труда, и пресекать их.

Кроме этого, они обязаны принимать соответствующие меры принудительного или ограничительного характера, направленные на устранение допущенных работодателями нарушений. Все органы, которые выполняют надзор за охраной рабочих процессов и другие функции, обязательно должны согласовывать всю свою деятельность с Министерством труда и социальной политики.

Уровни государственного управления охраной труда

Государство управляет охраной труда на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ.

На федеральном уровне государственные органы власти уполномочены создавать нормативно-правовые акты, регулирующие условия рабочего процесса.

Это целая система подконтрольных Правительству РФ органов, которые управляют охраной труда на федеральном уровне.

Субъекты Российской Федерации осуществляют свои обязанности немного иначе. На местах все эти важные функции выполняют органы исполнительной власти, естественно, в рамках существующих полномочий. Они содержатся в определенных нормативных актах трудового законодательства. В некоторых случаях их компетенцию регулируют региональные законы.

Структура государственного управления охраной труда

Государственные органы РФ обязаны разрабатывать документы, которые необходимы для регулирования всех отношений в сфере труда.

Но необходимо осуществлять и надзор за выполнением всех правил, созданных для улучшения условий труда.

Существует следующая структура уполномоченных на это государственных органов Российской Федерации.

Главным контролирующим органом является Федеральная служба по труду и занятости. Под ее постоянным руководством осуществляют свою деятельность Управление контроля и надзора, а также территориальные органы, в чьи функции входит управление и контроль за условиями охраны труда.

Эта система организаций обязательна для того, чтобы проводить надзор за соблюдением норм закона обеими сторонами трудовых отношений.

Подобные функции в сфере охраны труда обязаны выполнять также и прокуратура, и некоторые другие ведомства.

Правовые основы для выполнения таких функций содержатся в нормативных документах.

Сотрудники указанных учреждений имеют право на получение всей необходимой информации от местных органов самоуправления и руководства подведомственных предприятий. Помимо этого, в полномочия таких ведомств входит:

  • выдача предписаний об условиях охраны труда работодателям и работникам;
  • наложение штрафов согласно административному законодательству на лиц, имеющих отношение к нарушениям в области охраны труда;
  • приостановление работы отдельных предприятий или их отделов в следствие нарушения условий охраны и безопасности труда.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya-tk-rf/gosudarstvennoe-upravlenie-ohranoj-truda.html

Государственное управление охраной труда в Российской федерации: органы, уровни

Кто осуществляет государственному управлению охраной труда

Государственное управление в области охраны труда представляет собой одно из ключевых направлений госполитики. Его суть в создании условий для обеспечения достойной жизни, защиты здоровья работающего населения. Далее в статье будет подробно рассмотрена структура государственного управления охраной труда.

Общая характеристика

Организация охраны труда, государственное управление охраной труда предполагают разработку нормативных актов, определение требований к производственным средствам, используемым технологиям, гарантирующих безопасные рабочие условия, защиту здоровья и жизни персонала. В рамках госполитики утверждаются законы, обеспечивающие реализацию прав сотрудников на ОТ.

Цели

Система государственного управления охраной труда включает в себя комплекс мероприятий, которые выполняются уполномоченными инстанциями, наделенными надзорными, координирующими, разрешительными, регулирующими и прочими функциями. Основными целями политики выступают:

  1. Разработка и реализация федеральных отраслевых и региональных программ по улучшению рабочих условий.
  2. Содействие в планировании и выполнении мероприятий, направленных на обеспечение безопасности персонала.
  3. Предупреждение и устранение нарушений законодательных и нормативных предписаний по ОТ.

Кто осуществляет государственное управление охраной труда?

Их определение и установление круга полномочий основывается на принципах федеративного устройства страны, зафиксированных Конституцией. По положениям 5 статьи, ими являются:

  1. Единство и целостность госвласти.
  2. Разграничение полномочий и предметов ведения региональных и федеральных институтов.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством. Его деятельность может осуществляться непосредственно либо через соответствующие институты власти. Органы государственного управления охраной труда реализуют полномочия по поручению Правительства.

Оно же определяет пределы их компетенции. Субъекты государственного управления охраной труда действуют в соответствии с Положениями, актами, регламентирующими взаимодействием между институтами исполнительной власти.

Указанные документы утверждаются правительственными Постановлениями.

Ключевой институт

В качестве него выступает Министерство труда. По заданию Правительства, оно реализует функции по выработке госполитики и нормативному регулированию отношений, связанных с ОТ. Государственное управление охраной труда осуществляется Министерством путем самостоятельного принятия нормативных актов:

  1. Порядка подтверждения соответствия планирования мероприятий по ОТ установленным требованиям.
  2. Правил обучения и проверки знания нормативов по охране труда. Действие данного акта распространяется на всех работников, в том числе руководителей и нанимателей индивидуальных предпринимателей.
  3. Порядка направления на обучение по ОТ отдельных категорий лиц, застрахованных от профзаболеваний и несчастных случаев.
  4. Перечня услуг, для предоставления которых требуется аккредитация, правил ее проведения.
  5. Рекомендаций к численности работников и структуре службы охраны на предприятии.
  6. Правил по ОТ и типовых инструкций, стандартов безопасности.
  7. Методических рекомендаций по определению нормативных предписаний по охране труда.
  8. Типового положения о деятельности комиссии (комитета) по ОТ.

Остальные органы государственного управления охраной труда решают вопросы в рамках своей компетенции. Круг их полномочий определяется в Положениях и прочих нормативных актах. К примеру, по содержанию 100 статьи ТК (ч.

2), специфика рабочего времени, периода отдыха персонала, занятого на транспорте, в сфере связи и прочих секторах экономики, отличающихся особым характером деятельности, по правилам, устанавливаемым Правительством, определяется соответствующими федеральными институтами власти по согласованию с Минтрудом.

Государственное управление охраной труда в РФ – деятельность, предполагающая привлечение различных ведомств, министерств и учреждений. Особая роль ней отведена федеральным исполнительным институтам. Они осуществляют контрольно-надзорные функции, обеспечивая соблюдение нанимателями установленных требований по ОТ.

Государственное управление в сфере охраны труда предполагает выявление случаев нарушения нормативных предписаний, причин их допущения. Уполномоченные институты обязаны пресекать неправомерные действия.

Для этого они вправе применять профилактические, предупредительные, ограничительные меры воздействия, ориентированные на недопущение либо ликвидацию последствий несоблюдения положений законодательства и иных актов гражданами и юрлицами.

Нюансы

Федеральные институты, реализующие отдельные задачи по нормативно-правовому регулированию, контрольно-надзорные и разрешительные функции, должны все решения, которые принимаются ими, а также выполняемые мероприятия согласовывать с Минтрудом.

Положениями о министерствах устанавливаются их полномочия по ОТ. В частности, в акте, регламентирующем деятельность Министерства энергетики, утвержденном правительственным Постановлением от 12 окт. 2000-го г.

, предусматривается, что оно в рамках своей компетенции:

  1. Принимает участие в реализации госполитики по охране труда.
  2. Разрабатывает и утверждает отраслевые правила, целевые программы улучшения условий работы, контролирует их исполнение.
  3. Участвует в проверке знания требований ОТ руководителей и технических директоров (гл. инженеров) предприятий топливно-энергетического комплекса вне зависимости от типа собственности.
  4. Реализует мероприятия по обеспечению радиационной безопасности на объектах ТЭК.

Правила и стандарты

Государственное управление охраной труда реализуется через утверждаемые нормативные акты. В их числе правила производственной санитарии и технике безопасности. Эти акты обязательны для соблюдения всеми работниками всех предприятий.

Стандарты и правила могут быть отраслевыми, межотраслевыми или приниматься на локальном уровне. Первые утверждаются уполномоченными ведомствами, министерствами, надзорными инстанциями, реализующими государственное управление охраны труда, совместно либо по согласованию с объединениями профсоюзов.

Такие нормативные акты действуют только в конкретной отрасли народнохозяйственного комплекса. Межотраслевые стандарты и правила включают в себя требования по безопасности для определенных типов работ или оборудования, производств, используемых в нескольких секторах.

Локальные документы принимаются на конкретном предприятии с учетом специфики его деятельности.

Инструкции

Они разрабатываются в соответствии с положениями, присутствующими в отраслевых и межотраслевых стандартах и правилах. Утверждение инструкций находится в компетенции ведомств, министерств, надзорных инстанций, реализующих государственное управление охраной труда.

На основании типовых актов, наниматели разрабатывают и утверждают локальные документы по ОТ. В таких инструкциях устанавливаются правила безопасного производства работ, поведения на предприятии, в том числе, в конкретных помещениях, строительных площадках и так далее.

Непосредственно на рабочих участках здоровье и безопасность персонала обеспечивается ответственными лицами. В качестве них, как правило, выступают начальники производств, цехов и пр.

В своей деятельности ответственные лица руководствуются ГОСТами, санитарными нормами и правилами, установленными для конкретного типа работ.

Постановление №1160

В соответствии с ним, разрабатываются все нормативные документы, через которые реализуется государственное управление охраной труда. Положения Постановления предъявляют определенные требования к актам, включающим в себя требования по ОТ. К таким нормативным документам относятся:

  1. Стандарты безопасности.
  2. Типовые инструкции и правила по ОТ.
  3. Санитарно-эпидемиологические стандарты и нормы, предусматривающие требования к производственным факторам.

Проекты актов по ОТ

Они разрабатываются:

  1. Ассоциациями, предприятиями, учреждениями, внебюджетными госфондами, объединениями.
  2. Федеральными институтами исполнительной власти, реализующими функции, связанные с выработкой госполитики и нормативно-правовым регулированием в предусмотренной сфере деятельности. При этом в разработке участвуют представители отраслевых объединений нанимателей и профсоюзов.

Проекты актов, включающие в себя требования по ОТ, направляются учреждениями, предприятиями, ассоциациями, внебюджетными госфондами, объединениями в федеральный исполнительный орган, реализующий функции госуправления охраной труда. В случае отсутствия такого института, документы предоставляются в Минтруд.

Направление проектов актов производится в электронной и бумажной форме. При этом при предоставлении документов федеральными институтами власти к ним прилагаются заключения отраслевых объединений нанимателей и профсоюзов.

Акты, в которых содержатся требования по ОТ, издаются Минтрудом после рассмотрения на заседании трехсторонней комиссии, уполномоченной на урегулирование социально-трудовых взаимоотношений.

Корректировка актов, включающих в себя требования по ОТ, производится Минтрудом. Порядок внесения изменений устанавливается правительственным Постановлением №1160. Корректировка актов производится:

  1. При изменении законодательных норм по ОТ.
  2. По итогам комплексного изучения состояния и причин профзаболеваний и производственного травматизма.
  3. По результатам анализа отечественного и международного опыта по совершенствованию нормативной базы, улучшению трудовых условий на предприятиях.
  4. В соответствии с оценкой итогов аттестации рабочих участков, а также показателей, достигнутых при внедрении новых технологий и оборудования.
  5. По предложениям федеральных исполнительных институтов или органов региональной власти, в том числе о сбалансированности актов, включающих в себя требования по охране труда, с международными нормами. Рекомендуемые мероприятия при этом должны быть обоснованы.

Профсоюзы могут участвовать в разработке госпрограмм по вопросам ОТ и состояния среды, составлении нормативных и прочих актов, регулирующих сферу охраны труда, экологической безопасности и профессиональных заболеваний. Кроме этого, объединения ведут повседневный мониторинг за исполнением установленных предписаний.

Безопасность жизнедеятельности

Ее следует рассматривать в качестве комплексной системы мер, направленных на защиту индивида и среды, в которой он обитает, от рисков, возникающих при определенной деятельности. Чем сложнее она будет, тем более компактной станет система обеспечения защиты. Для формирования безопасных условий при ведении деятельности необходимо решить следующие задачи:

  1. Выполнить полный анализ рисков, возникающих при осуществлении той или иной работы.
  2. Выработать результативные меры по защите человека и среды, в которой он находится, от обнаруженных опасностей. Мероприятия должны приносить максимальный эффект при минимуме затрат.
  3. Разработать меры по защите от остаточных рисков конкретной деятельности.

Обеспечение ОТ

Охрана труда реализуется через комплекс законодательных актов, правил, организационных, гигиенических, технических, социально-экономических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение работоспособности и здоровья человека в производственных условиях. В настоящее время ОТ рассматривается как важнейшая задача для руководителей предприятий и институтов госвласти.

Охрана труда имеет неразрывную связь с различными науками. Среди них физиология, психология, организация производства и экономика, промышленная токсикология, автоматизация технологического процесса и пр. При оздоровлении и улучшении условий профессиональной деятельности особое значение имеет применение передовых информационных средств.

Реализация мероприятий по уменьшению травматизма и заболеваемости способствует повышению активности работников, росту их производительности, сокращению производственных потерь. Кроме прочего, охрана труда тесно связана с экологической безопасностью.

Фильтрация стоков, газовых выбросов, поддержание плодородия и восстановление почв, борьбы с вибрацией и шумом, обеспечение защиты от воздействия электростатических полей и прочие мероприятия также способствуют формированию благоприятных производственных условий. Особая роль в этом принадлежит государству.

Федеральными и региональными властями разрабатываются различные программы, направленные на решения наиболее актуальных вопросов по ОТ. Выработка мероприятий при этом осуществляется с учетом специфики отраслей и видов деятельности, с принятием во внимание пожеланий самих работников и нанимателей.

Источник: https://FB.ru/article/292919/gosudarstvennoe-upravlenie-ohranoy-truda-v-rossiyskoy-federatsii-organyi-urovni

Кто осуществляет госуправление охраной труда на территориях Российской Федерации

Кто осуществляет государственному управлению охраной труда

Централизованное курирование вопросов, связанных с охраной человеческого труда на производствах, осуществляет Правительство РФ и федеральные исполнительные органы по его поручению.

Они отвечают за разработку нормативов, законов, определяют основу государственного управления сферой, занимаются планированием программ целевого назначения на федеральном уровне, предусмотренных и реализуемых в целях улучшения качества работы.

Госуправление: что оно предполагает

Госуправление предполагает соответствующую деятельность со стороны органов, которые уполномочены исполнять специальные функции разрешения, контроля и надзора, направленные на осуществление общегосударственной политики. Также уполномоченные инстанции могут заниматься реализацией гарантирующих безопасность сотрудников норм закона, проводить профилактику вероятных нарушений и устранять обнаруженные недочеты.

Инструкция по охране труда – нормативный документ для всех предприятий РФ

В чем суть системы

Цели реализации госполитики в сфере охраны труда:

  • создание должных, не несущих опасности здоровью, жизни условий трудовой деятельности на предприятиях разных форм;
  • защита прав, интересов работников;
  • предотвращение непредвиденных ситуаций, несчастных случаев, производственных травм.

Также централизованное урегулирование гарантирует эффективное взаимодействие, плодотворное сотрудничество объектов социальных и трудовых отношений.

Кто осуществляет

Управление охраной труда на предприятии и в организации

Кем осуществляется государственное управление охраной труда в соответствии с ТК? Статья 216 определяет, что все полномочия выполняет Правительство и уполномоченные органы по его поручению. При этом Федеральные органы власти должны координировать все действия с вышестоящими.

Важно! Некоторые должностные полномочия по вопросам госуправления могут передаваться в органы (субъекты) на местах на тех условиях, которые прописаны законодательно.

Госуправление осуществляется в пределах текущих должностных полномочий властными структурами федерального уровня и на местах. Дальше будет дано описание функций обоих подразделений.

Федеральное госуправление

Государственное управление охраной труда осуществляется, как было сказано выше, в первую очередь на федеральном уровне. Эти структуры отвечают за:

  • разработку нормативных актов, в которых прописываются основы работы отрасли;
  • разработку целевых программ федерального значения, направленных на улучшение условий труда и охраны здоровья сотрудников на производстве;
  • определение порядка обучения, инструктажа;
  • установление схемы проведения государственной экспертизы текущих условий труда;
  • разработку мер, направленных на экономическое стимулирование деятельности для обеспечения безопасных условий труда;
  • организацию взаимодействия федеральных и субъектных исполнительных органов власти с профсоюзами, объединениями работодателей для реализации программ развития и контроля совместными усилиями;
  • координирование научно-исследовательской профильной деятельности, внедрение передового мирового опыта;
  • организацию систем международного сотрудничества по вопросам трудоохранного законодательства.

Задачи, которые решает управление государственной охраной труда: схема

Могут структуры федеральной власти исполнять и другие функции в области госуправления охраной труда согласно положениям ФЗ и другим нормативным актам РФ.

Региональный уровень контроля

Исполнительные субъекты органов власти на местах РФ отвечают за:

  • реализацию положений госполитики, целевых программ, направленных на улучшение условий охраны труда;
  • разработку, утверждение целевых программ территориального уровня, контроль;
  • координацию проведения процесса обучения работников на местах, включая работодателей, руководство организаций;
  • осуществление госэкспертизы условий ведения трудовой деятельности;
  • сбор, обработку информационных данных по состоянию условий, качеству охраны в организациях, находящихся в ведомстве субъекта.

Отдельные полномочия можно направлять в местное самоуправление.

Когда нужна экспертиза

Госэкспертиза условий на производстве осуществляется уполномоченным субъектом исполнительной власти или органом федерального значения в установленном законом порядке.

Экспертиза нужна для:

  • аттестации рабочих мест в соответствии с установленными правилами;
  • предоставления работниками денежных компенсаций за выполнение опасных работ, деятельности на вредных производствах;
  • оценки степени соответствия проектов по реконструкции, строительству, техническому переоснащению производственных объектов действующим нормам;
  • анализа условий ведения трудовой деятельности, в том числе в предшествовавший уже случившейся аварии период.

Основания для госэкспертизы – обращения органов власти, работодателей, работников, профсоюзов, страховых фондов, определения суда.

Важно! Наличие законных оснований для проверки обязательно – просто так, на словах, экспертиза проведена быть не может.

Какие объекты проверяются

СУОТ: система управления охраной труда

Госэкспертиза проводится для любых производственных объектов, если нужно провести оценку реальных условий труда. Также необходима она для промышленных производств повышенной опасности и других предприятий, где работают люди.

С учетом целей проверки различаются возможные действия уполномоченных органов, должностных лиц, которые их представляют.

Ответственный инженер проводит экспертизу объекта

Типы нарушений

Виды ответственности за факты нарушений требований по охране труда устанавливаются в статье 419 ТК РФ. Обо всех видах ответственности далее.

Последствия нарушений правил охраны труда

За нарушение правил охраны труда предусмотрено несколько видов ответственности:

  • Дисциплинарная – ее назначают работнику, не выполняющими действующие требования по охране труда. Виды ответственности – увольнение, выговор, замечание.
  • Материальная – такая ответственность предусматривается условиями конкретного контракта, если соответствующего пункта нет, привлекаться работник не может. Материальная ответственность назначается в том случае, если действия служащего носят противоправный характер, есть выраженные действия или бездействия, которые привели к нежелательным последствиям.
  • Административная – тоже налагается за игнорирование правил охраны труда. Привлекаются руководители, ИП (если в штате есть сотрудники), руководители предприятий. Наличие умышленной вины обязательно.
  • Уголовная – привлекаются только физлица, независимо от занимаемой должности.

Важно! Работник несет материальную ответственность в размерах месячного заработка. Исключение – случаи выплаты третьим лицам, пострадавшим в результате противоправных действий, компенсацией со стороны работодателя.

Схематическое отражение видов ответственности за нарушения

Законы

Порядок регулирования работы области охраны труда определяет статья 216 ТК РФ. Если есть разногласия по вопросам проведения, оценки результатов экспертизы, уполномоченные специалисты обращаются к требованиям ФЗ «О предоставлении государственных, муниципальных услуг». Все заявления относительно разногласий рассматриваются бесплатно.

Решением вопросов, связанных с охраной труда на производствах РФ, занимаются федеральные органы и структуры регионального масштаба. При аттестации работников, в рамках расследования несчастных случаев на производстве нужна экспертиза. За нарушение требований к охране труда предусмотрена материальная, дисциплинарная, административная, уголовная ответственность.

Источник: https://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/gosudarstvennoe-upravlenie-ohranoj-truda-osusestvlaetsa.html

Государственное управление охраной труда осуществляется… — юридические советы

Кто осуществляет государственному управлению охраной труда

Охрана труда – меры по предоставлению гражданам оптимальных условий выполнения трудовых функций, не несущих опасности для здоровья трудящихся. Эта задача настолько важная, что входит в компетенции политики нашего государства.

Проследим, какие цели преследует управление охраной труда, выполняемое государственными органами, как именно распределяются полномочия и функции державы в трудоохранной деятельности.

В чем смысл управления охраной труда

Государственное управление охраной труда – это активность госорганов, призванных исполнять надзорные и контролирующие функции в трудоохранной деятельности согласно принятой государственной политике. В сферу интересов политики державы по гарантированию безопасных и благоприятных трудовых условий входят:

  • принятие спецпрограмм по оптимизации и увеличению безопасности возможности трудиться;
  • актуализация нормативных актов, призванных гарантировать безвредность для трудящихся условий, в которых они должны исполнять свои трудовые обязанности;
  • формулирование адекватных требований к способам организации производства, технологической деятельности, основным используемым средствам и другим условиям труда;
  • профилактические меры и исправление нарушений сформулированных предписаний.

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

  • обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
  • разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
  • проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
  • экспертная оценка производственной среды;
  • принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
  • способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
  • помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
  • выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
  • финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
  • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
  • работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
  • систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
  • введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
  • установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
  • усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.

Кто в государстве управляет охраной труда

Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).

Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.

Уполномоченным на управление охраной труда федеральным органам разрешено осуществлять такие функции:

  • разрешительные;
  • надзорные;
  • контрольные;
  • исполнительные;
  • координирующие и др.

ВНИМАНИЕ! Федеральные исполнительные власти обязаны согласовывать свои действия в области охраны труда с Министерством труда и соцразвития РФ.

На территории всех субъектов РФ руководство охраной труда осуществляется федеральными исполнительными властями в рамках возложенных на них полномочий. Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Контролирующие государственные органы по охране труда

Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:

  1. Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
  2. Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
  3. Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
  4. Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:
    • органы местного самоуправления;
    • профессиональные союзы работников и их объединения;
    • интеграции работодателей;
    • другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.

Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:

  1. Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.

Источник: https://polit-gramota.ru/yuridicheskaya/gosydarstvennoe-ypravlenie-ohranoi-tryda-osyshestvliaetsia-uridicheskie-sovety

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.